ФОТО: AP |
Об отказе от F-22 говорили давно, многие специалисты считают этот истребитель пятого поколения стоимостью $140 млн пережитком холодной войны, в эпоху которой он разрабатывался. Эта машина предназначена для прорыва хорошо организованной и оснащенной противовоздушной обороны противника и установления превосходства в воздухе над его территорией. Для этого разработчик F-22 компания Lockheed Martin существенно повысила "незаметность" самолета для радаров, а также наделила его способностью летать на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
Технологическое преимущество новинки над собратьями оказалось настолько серьезным, что американские парламентарии запретили в 1997 г. экспорт F-22 даже самым верным союзникам США. Таким образом, единственным покупателем F-22 оказались американские ВВС, у которых сейчас 134 таких самолета.
С наступлением нового тысячелетия и началом новых военных конфликтов в Афганистане и Ираке руководство Пентагона пришло к выводу, что ошеломительное техническое преимущество F-22 на поле боя просто не нужно. Роберт Гейтс, руководивший Пентагоном еще в администрации Джорджа Буша, неоднократно говорил о необходимости свернуть разработку высокотехнологичных проектов типа F-22 и сосредоточиться на более практичных и дешевых разработках.
И вот вчера он объявил, что заказ на F-22 для ВВС США не будет увеличен свыше тех 187 штук, договоренности по которым уже заключены. Ранее предполагалось, что ВВС получат до 750 этих машин.
Вместо этого Роберт Гейтс намерен сосредоточиться на более дешевом F-35 Lightning II, стоимостью около $83 млн за один экземпляр. От "старшего" коллеги F-35 отличается большей универсальностью, модифицируемостью (существуют, в частности, версии F-35 палубного базирования и вертикального взлета). Кроме того, F-35 можно продавать за рубеж – интерес в его приобретении выразили Израиль и Сингапур (участвующие в разработке самолета), а также Финляндия, Бразилия, Индия и Испания.
Впрочем, для F-22 еще не все кончено. До сих пор существует вероятность того, что запрет на экспорт отменят, и тогда первый самолет пятого поколения может оказаться в руках, например, Израиля, который заявлял о желании приобрести 24 таких истребителя.
Гейтс также заявил, что Пентагон откажется от дальнейшего финансирования нового президентского вертолета, VH-71 Kestrel, разработка которого (также проводящаяся Lockheed Martin) уже обошлась правительству в $13 млрд и при этом чрезмерно затянулась. По мнению Гейтса, дальнейшие расходы кризисный бюджет не потянет. Кроме того, президент Барак Обама уже заявил, что нынешняя машина – VH-3A Sea King производства Sikorsky Aircraft – его вполне устраивает.