|
По его мнению, одной из особенностей Рунета является то обстоятельство, что в нем невозможно доминировать, а можно только быть "законодателем мод". Как отметил глава государства, политическая сила, оказавшаяся в этой роли, обеспечит себе будущее. В этой связи Медведев добавил, что уникальные интернет-технологии могут быть как "созидательными, так и разрушительными".
Из сказанного президентом логически вытекал главный тезис его выступления: Медведев признал, что ввиду интернациональности Интернета приход иностранных инвесторов в российские сетевые проекты неизбежен, однако государство должно внимательно следить за их деятельностью. "Интернет настолько интернационален, что приход тех или иных иностранных инвесторов в те же самые поисковые системы, в какие-то крупные социальные сети, он, с одной стороны, неизбежен, а с другой стороны, пусть не посчитают мои слова слишком консервативными, все-таки за этим тоже нужно следить, потому что это и вопросы безопасности", - сказал он.
Таким образом, Дмитрий Медведев фактически признал российский Интернет одной из стратегических отраслей, доступ в которые для иностранных инвесторов существенно ограничен. Принятый Госдумой весной прошлого года закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" признает стратегическими 42 вида деятельности в атомной, космической и военной, добывающей промышленности и других отраслях. Любую покупку более чем 50% акций стратегического предприятия инвестор должен согласовывать с российскими властями. В том случае, если инвестор сам принадлежит иностранному правительству, согласовывать ему придется уже покупку более 25% бумаг. Об Интернете в законе, однако, ничего не говорилось.
Государство однажды уже вмешалось в судьбу рунет-проектов. В октябре прошлого года Федеральная антимонопольная служба заблокировала продажу за $140 млн российского сервиса размещения контекстной рекламы "Бегун". Продавцом выступал холдинг Rambler, покупателем - Kokuna Holdings Limited, представлявшая компанию Google. Формальной причиной запрета на совершение сделки стали непредоставление Kokuna Holdings Limited достоверной информации о структуре собственности, а также опасения насчет того, что продажа "Бегуна" может ограничить конкуренцию в Рунете.
Кроме вопроса российской интернет-безопасности, глава государства затронул и чисто технологические аспекты, отметив такие проблемы развития Рунета, как разница в стоимости трафика в разных регионах страны. "Для России это, может быть, самая кричащая проблема, потому что и качество, и стоимость трафика в Москве и, допустим, где-нибудь на Дальнем Востоке - принципиально разные вещи. Тем более нам нужно готовиться к переходу уже к четвертому стандарту связи, когда начнет активно развиваться WIMAX, а это уже, по сути, началось, когда количество информации, которая будет проходить, будет очень значительным", - сказал президент. Он также оценил докризисную стоимость российских интернет-проектов: по его мнению, она составляла около $5 миллиардов. "Сейчас, конечно, все опять упало, но это не значит, что этому процессу (притоку инвестиций) не следует уделять внимание", - отметил Медведев.
Другая проблема российского, а заодно и всего остального Интернета, которую президент посчитал нужным выделить, - несоблюдение авторских прав. "Интернет - это враг авторского права, нужно честно называть вещи своими именами", - категорично заявил он. "Но нужно сделать так, чтобы будущие международные соглашения и наше внутреннее, национальное законодательство все-таки наиболее важные позиции, касающиеся авторского права, могли отстаивать и в интернет-среде. Потому что в противном случае будут разрушены фундаментальные основы охраны и защиты авторских прав в мире. Но это не только наша проблема, это мировая проблема. Просто нам нельзя от этого отставать, это такая существенная тема", - добавил он.
Интерес российского лидера к Глобальной сети общеизвестен. Во время своей онлайн-конференции в марте 2007 г., занимавший тогда кресло первого вице-премьера Медведев рассказал, что не только регулярно пользуется Интернетом, но даже ради интереса зарегистрировался в сети Фидонет, широко использовавшейся в 1990-х годах для обмена сообщениями. Тема Интернета не была обойдена президентом в его первом и пока единственном послании Федеральному Собранию, зачитанном 5 ноября прошлого года. "Никакой чиновник не сможет препятствовать дискуссиям в Интернете или цензурировать сразу тысячу каналов", - сказал тогда Дмитрий Медведев.