Москвичи пьют мертвую воду

Читать в полной версии →
Даже мысль о глотке воды из-под крана в последнее время приводит людей в ужас. Между тем вода, разлитая в бутылки или пропущенная через фильтры, ничем не лучше, а иногда даже хуже водопроводной




Еще пару десятков лет назад никто не боялся пить сырую воду: открывали кран, смело подставляли кружку и утоляли жажду. Но появление фильтров, воды в бутылках, боязнь навредить здоровью заставили нас отказаться от этого. Главный технолог МГУП "Мосводоканал" Ольга Благова ответила на мучительный вопрос - пить или не пить воду из-под крана.

"Yтро": В последнее время люди практически перестали пить воду из-под крана. Действительно ли бутилированная вода лучше?

Ольга Благова: Гигиенисты считают, что вся прелесть бутилированной воды - в микроэлементах, необходимых человеческому организму. В ней должны содержаться, например, кальций, магний, йод, фтор - это называют биологической полноценностью воды. Нормативами предусмотрено две категории бутилированной воды: высшая, биологически полноценная, и первая, которая этой полноценностью может не обладать. Получается, что бутилированная вода первой категории ничем не лучше воды из-под крана: часто в ней даже нет кальция и магния. Единственное различие - вода из-под крана хлорируется, а бутилированная нет. Она стала популярна благодаря рекламе, хотя качество московской водопроводной воды за последние 20 лет существенно улучшилось.

"Y": Ну а фильтры? Их сейчас очень много. Нуждается ли московская вода в дополнительной очистке?

О.Б.: Давайте рассуждать с точки зрения здравого смысла. Для того чтобы выбрать фильтр, необходимо для начала знать, от чего вы хотите воду очистить и понять, до какого состояния. Магазины предлагают механическое фильтрование, систему водоочистки с применением угля или систему очень серьезного мембранного фильтрования вплоть до обратного осмоса. Чем это чревато? Хорошо, если вы выбрали систему механического фильтрования, которая просто уберет мутность и железо. Если же вы выберете систему сорбции, то это уголь в том или ином варианте, который является очень хорошей средой для развития микроорганизмов. Поэтому каждый раз, наливая стакан воды, вы подвергаете себя риску. Серебро и йод, которые часто добавляются в фильтры, тоже не панацея - они не в состоянии полностью подавить микробиологический рост. К тому же некачественный уголь имеет способность отдавать в воду то, что у него есть, например, тяжелые металлы. Люди, у которых есть установки обратного осмоса, пьют воду, очищенную от солей лучше, чем дистиллированная, это мертвая вода. И они искренне считают, что приносят пользу собственному организму.

"Y": То есть получается, что наша вода не так уж плоха...

О.Б.: Когда я увидела практические результаты определения качества воды одного из австралийских водоканалов, то мне стало жаль австралийцев. Но зато я почувствовала гордость за Московский водоканал с точки зрения показаний качества воды.

Наши национальные стандарты по многим показателям гораздо более жесткие, чем нормативы ВОЗ. Например, хлороформ: ВОЗ нормирует его на уровне 200 микрограммов на литр, в нашей стране идет постоянное ужесточение этого норматива, последняя норма - 60 микрограммов на литр.

"Y": Как происходит процесс водоочистки в Москве?

О.Б.: У нас достаточно много стадий очистки, потому что источник водоснабжения поверхностный, то есть речка или водохранилище. Оттуда вода забирается насосной станцией и подается на очистные сооружения. В воду добавляются реагенты, далее следует камера хлопьеобразования, в которой начинается процесс очистки воды. Осветление воды происходит в отстойниках, а более тонкое - на фильтрах с песчаной загрузкой. Песок для них готовится особым образом, его везут с Волги. Перед подачей воды в городскую сеть ее окончательно обеззараживают при помощи хлора и аммиакосодержащих реагентов. Это делается для того, чтобы поддерживать в нормальном санитарном состоянии 11 тысяч километров московской водопроводной сети. При необходимости дополнительно воду обрабатывают порошкообразным активированным углем, а на новых блоках озонируют и пропускают через ультрафильтрационные мембраны.

Остаточный хлор нормируется на выходе со станции подготовки питьевой воды таким образом, чтобы обеспечивалась дезинфекция воды, а влияния на здоровье не было. По мере движения воды от станции водоподготовки к потребителям по водопроводной сети содержание хлора в воде уменьшается, то есть содержание хлора зависит от того, близко или далеко находится дом от станции. Кроме того, чем ниже температура воды, тем дольше он в ней сохраняется. Поэтому запах хлора летом ощущается меньше, нежели зимой.

"Y": А почему для обеззараживания применяется именно хлор?

О.Б.: Ругать хлор вошло в привычку, хотя он не так плох. Вода, особенно поверхностная, содержит много всевозможных микроорганизмов, среди которых могут быть возбудители инфекционных заболеваний. Соответственно, нужно обеззараживание. Это можно делать разными способами: применяя сильные окислители, к которым относится хлор, озон, диоксид хлора, или же физическими методами, такими, как ультрафиолетовое облучение.

Окислители достаточно действенны с точки зрения обеззараживания, но у всех них есть недостаток - образование побочных продуктов дезинфекции. Хлор в этом смысле ничуть не хуже и не лучше других окислителей, но он помогает поддерживать нормальное санитарное состояние водопроводной сети. Ни двуокись хлора, ни озон не могут этого сделать. Ультрафиолет тоже не обладает таким длительным действием. Все крупные города мира с длинной и разветвленной водопроводной сетью - например, Париж, Лондон, Нью-Йорк, Мадрид, Токио, Йоханнесбург - вынуждены хлорировать воду. Это своего рода плата за жизнь в большом городе. Если запах хлора не нравится, то воду можно отстаивать, и тогда он исчезнет.

"Y": Мне кажется или вкус водопроводной воды время от времени действительно меняется?

О.Б.: Вкусовые качества воды определяются рядом факторов, например, солевым составом. Эти показатели меняются в течение года, что отражается на вкусовых качествах. Весной, например, из-за талых вод солей становится меньше, и вкус меняется.

"Y": А вы сами пьете воду из-под крана?

О.Б.: Да, я пью некипяченую водопроводную воду. Я знаю, что ее качество соответствует нормативным требованиям. А проверяется качество воды и лабораториями Мосводоканала, и лабораториями санитарной службы (Роспотребнадзора) в кранах потребителей - пробы воды для выполнения анализа отбираются в магазинах, детских садах, школах, больницах и других объектах города уже после того, как вода прошла свой длинный путь по водопроводной сети.

Дарья ГОЛОВКИНА |
Выбор читателей