Грузинские бунтари утратили задор

Читать в полной версии →
В рядах грузинской оппозиции намечается раскол, а сами акции протеста постепенно превращаются в "реалити-шоу" с импровизированными драками и символическими тюрьмами


ФОТО: AP



В рядах грузинской оппозиции намечается раскол. Партия "За справедливую Грузию", возглавляемая экс-премьером Грузии Зурабом Ногаидели, не хочет продолжать участие в акциях протеста. Ногаидели утверждает: все, что нужно для свержения режима, его сторонники уже сделали в начале нынешнего противостояния – 9 апреля, в Батуми и в Тбилиси. Теперь для партии Ногаидели настало время отойти в сторону, "отмежеваться от акций оппозиции и не участвовать в митингах". Причины своего решения ее лидер обещает рассказать, "когда все закончится".

Свою игру, похоже, начинает и Нино Бурджанадзе. С одной стороны, оппозиционеры грозятся расширить "зону покрытия" и подключить к своей затее регионы, с другой, уже не прочь сесть за стол переговоров с Саакашвили. Представители правящего большинства в парламенте сообщили, что власти по-прежнему готовы к диалогу с оппозицией, которая в большинстве согласна, не считая экс-спикера парламента.

Последние дни Бурджанадзе, как известно, активно каялась перед соотечественниками за свое недавнее сотрудничество с Саакашвили и обещала больше не повторять этой ошибки. Тем самым экс-спикер отрезала себе путь к отступлению: даже если вся прочая оппозиция решит пойти на компромисс с нынешним президентом, Бурджанадзе придется доказывать свою последовательность, что, на сей раз, заведет ее в оппозицию к оппозиционерам.

Впрочем, сама Бурджанадзе утверждает, что держит руку на пульсе, встречается с другими лидерами протестующих, "и они разделяют мнение, что единственно возможным является срочная и без предварительных условий отставка президента". Так что, кто и с кем на самом деле "в сговоре", до конца не понятно.

Как бы там ни было, участники вчерашнего митинга сошлись в одном: отставка руководителя Общественного телевидения республики Левана Кубанейшвили назрела точно, поскольку он неправильно освещает протестные действия. Двух оппозиционных частных телеканалов – "Кавкасия" и "Маэстро", – а также частных "Имеди" и "Рустави-2", отводящих значительную часть эфира оппозиционным мероприятиям, их организаторам явно недостаточно. Срок для раздумий Кубанейшвили отвели такой же, как несколько дней назад президенту, – 24 часа. Надо полагать, завершится очередной ультиматум точно так же – безрезультатно.

Еще часть участников протестных акций вчера решили осесть у резиденции президента в Авлабари. "Мы разобьем там лагерь и с более близкого расстояния дадим услышать ему о нашем требовании", – пообещал один из лидеров Консервативной партии Каха Кукава. Собственно, в Авлабари оппозиционеры появлялись, начиная с 9-го числа, но ненадолго и в небольшом количестве.

В то же время, по словам Кукавы, на проспекте Руставели останется основной источник акции: "Мы будем собираться ежедневно в 15:00 именно здесь, и в 16:00 будут сделаны специальные заявления о наших планах действий". Если "исключительно мирные" посиделки под окнами Саакашвили не помогут, "направимся, если станет необходимо, в другом направлении".

В целом похоже на то, что оппозиционные действа все больше скатываются в жанр реалити-шоу. В частности, в разных районах Тбилиси решено установить клетки-камеры для граждан, символизирующие превращение Грузии в полицейское государство. В клетках будут сидеть добровольцы, поддерживающие требования об отставке Саакашвили. Прецедент известен: известный певец и общественный деятель Георгий Гачечиладзе уже третий месяц добровольно находится в запертой импровизированной камере, которую обещает не покидать "до смены власти". В эфире оппозиционного телеканала маэстро ведет из своей камеры передачи с навещающими его политиками и деятелями культуры. Власти расценивают все это как "проявление демократии".

Другой действенный способ "порчи нервов" недругам был изобретен буквально накануне, когда оппозиционеры вывалили мусор у дверей тбилисской мэрии. Правда, это властям не понравилось (тем более что дело закончилось дракой с мусорщиками, не вписывающейся в обещанный мирный характер взаимодействия сторон и истолкованной оппозицией как "погром", заслуживающий пристального внимания наблюдателей Евросоюза). Но, как вариант, грузинской оппозиции имеет смысл задуматься о том, чтобы проделывать то же самое у дверей президентской резиденции, причем всем миром, завозя мусор из регионов и сопредельных государств. Во всяком случае, результата от этого будет больше, чем от предыдущих бесплодных попыток изгнать "ненавистного диктатора".

Арсений ПАЛКИН |
Выбор читателей