12 раундов (12 Rounds)
США, 2009
Режиссер: Ренни Харлин
В ролях: Джон Сина, Эйдан Гиллен, Эшли Скотт, Стив Харрис, Брайан Дж. Уайт
|
Как вы уже догадались, "12 раундов" – крутой боевик с приключениями. Вроде бы, автор "Скалолаза" и "Долгого поцелуя на ночь", занимающих достойные места на полках любителей жанрового кино, обязан удивить публику очередными изысками. Но эта иллюзия рассеивается после первых же кадров, когда после заварушки с полицией главный "плохиш" (Эйдан Гиллен) теряет свою напарницу топ-модель, садится в тюрягу и, поклявшись отомстить полицейскому, уже через год держит в напряжении всю федеральную правоохранительную систему США.
С этого момента воспринимать фильм как что-то, хотя бы отдаленно имеющее отношение к реальности, попросту невозможно. Оставшиеся полтора часа бравый рестлер Сина совершает 12 подвигов новоиспеченного Геракла, целует зрителя в диафрагму и под звуки бравурного марша удаляется с гордо поднятой головой в свои поднебесные полицейские дали.
Я совершенно безбоязненно рассказываю об этом, поскольку предположить какой-либо иной исход событий невозможно ни на каком этапе развития сюжета. Вместо людей по экрану хаотично мечутся картонные фигурки с выдвинутой вперед челюстью, а все экшен-эпизоды сняты под копирку, так что продвинутому зрителю остается лишь одно развлечение: разгадывать, откуда процитирован тот или иной кусок. К великому сожалению, из-за полного отсутствия юмора и граничащей с ханжеством политкорректности фильм выглядит бессмысленным набором цирковых трюков, способных восхитить разве что любителей рестлинга.
Тут главное – сразу отрешиться от какой-либо связи с Новым Орлеаном, где все происходит, с его полицией, с ФБР и прочими атрибутами действительности, которые, тем не менее, всячески выпячиваются и обыгрываются. Как, собственно, и в рестлинге, где важна внешность бойца, его брутальность, силища, в процессе целиком уходящая в пар под крики накачавшейся пивом толпы.
Хотя, казалось бы – ну есть вполне грамотная сценарная схема, пускай и вторичная, многократно обыгранная: злодей глумится над копами, шантажируя всех последствиями заранее подготовленных и неотвратимых терактов, жизнями заложников etc. У этой фабулы существует более продвинутая версия, когда предотвращение преступлений зависит от смекалки детектива, а публике дается возможность параллельно раскручивать в голове возможные повороты сюжета. И вот как надо постараться, чтобы провалить обе составляющие данной интриги?
Для этого, во-первых, необходимо взять совершенно невероятные варианты "загадок", ни в какую логику не укладывающиеся. То есть поверить, что спокойно разгуливающий по улицам этакий мини-бен Ладен, легко покинув камеру федеральной тюрьмы, каким-то волшебством в одиночку заминировал всю столицу штата Луизиана – смешно, а следить за перипетиями событий, если тебе больше семи лет от роду, – попросту скучно. Во-вторых, надо снабдить главного мальчиша-кибальчиша помимо фигуры супермена еще и абсолютной неуязвимостью, граничащей со способностью отбивать лбом реактивные снаряды.
Что в результате остается бедному зрителю, рискнувшему временем и трудовой копейкой? Наслаждаться бесконечным гулом взрывов и несколькими внушительными сценами гонок, опять-таки, к реальности никаким боком не прислонившимися. Нет, кому-то несомненно нравится, когда американские тачки, столкнувшиеся на полном ходу с трамваем, не только не разбиваются, а тормозят многотонные махины, позволяя герою выкарабкиваться из совершенно безвыходных ситуаций. Но тогда необходимы какие-то суперэффекты, а на $20 миллионов, сами понимаете, не больно-то разгуляешься.
Что еще отличает плохое кино от хорошего? У "12 раундов" нет обратной связи со зрителем, оно сделано продюсерами с определенной целью – в качестве некоего балласта, как одна из сотен ему подобных не обязательных к просмотру картин, заполняющих время между рекламными паузами на кабельных телеканалах. Удручает только, что мощный потенциал Ренни Харлина тут как-то не учитывается. Поверить, что этот автор внезапно разучился отличать тупой сценарий от хотя бы мало-мальски приемлемого, довольно трудно. Просто перед нами очередной продюсерский проект, когда зрителя заманивают в кино громким именем режиссера и более-менее узнаваемым – спортсмена-качка, впечатлившегося успехами Шварценеггера и решившего делать карьеру в Голливуде. Но фактурная внешность без харизмы, да еще со слабым сюжетом в придачу, ничего, кроме разочарования, поклонникам "боев без правил" не приносит. А уж тем, кто о Джоне Сена слышит первый раз в жизни, и подавно.
В прокате с 16 апреля