Люди Икс. Росомаха (X-Men Origins: Wolverine)
США, 2009
Режиссер: Гевин Худ
В ролях: Хью Джекман, Лив Шрайбер, Райан Рейнолдс, Доминик Монаган
|
Начинается все с того, что в середине XIX в. мальчик-мутант Джеймс Логан, убив своего биологического отца в отместку за смерть приемного, бежит вместе с братом Виктором Кридом из дома, чтобы принять участие в самых знаменитых военных сражениях своего времени. На очень длинных титрах нам показывают, как будущие люди Икс пользуются своими когтями, если кончаются патроны и надо идти в рукопашную.
Как мы помним, у Росомахи кинжалы растут прямо из костяшек кулаков, а у брата-Саблезубого смертоносные ножи являются продолжением кисти. Поначалу зритель поставлен в тупик, поскольку он не знал, что это свойство, оказывается, природная мутация. В первых сериях смысл был в том, что на Логане все так быстро заживает, что ему можно было вживить в руки выдвигающееся оружие, но сценаристы решили слегка приукрасить и освежить идею. Причем, если Росомаха, как правило, не готов убивать врагов с помощью мутантской силы, его озорной братец, наоборот, проявляет чудеса жестокости, тем самым подогревая будущий семейный конфликт.
Поскольку люди Икс довольно живучи, спустя примерно сто лет после означенного пролога мы обнаруживаем Хью Джекмана в Канаде, где тот работает лесорубом и больше не желает пользоваться своими выдвижными причиндалами. Но в игру вступает злой гений всех приличных мутантов Вильям Страйкер, решивший заполучить власть над миром, собрав подопечных с паранормальными способностями под крышей организации, разрабатывающей абсолютное оружие Икс на основе вещества "адамант", которое впоследствии заменит Росомахе его "натуральные" костяные ножи на сверхпрочные и нержавеющие бритвы. Далее, в соответствии с законами популярного комикса, развивается вполне предсказуемый сюжет о том, как Логан с помощью друзей-суперлюдей, каждый из которых обладает особым даром, побеждает недругов с еще более выпуклыми злодейскими качествами, попутно вызывая на большей части североамериканского континента разнообразные стихийные бедствия.
Это кино, несмотря обилие достаточно суровых, иногда даже жестоких сцен, смело можно назвать детским. Сценаристы ввели мелодраматическую линию, не очень внятно объясняющую появление прозвища Логана с помощью слащавой притчи – вероятно, чтобы публика забыла, что охотники кличут росомах гиенами севера за отвратительный нрав. Так, ненависть положительного мутанта к собратьям-злодеям обостряется в результате потери возлюбленной, внушающей Росомахе мысль, что он вовсе не такое опасное животное. Но все эти ухищрения превращают комикс-экшен в какой-то суп из инфантильных фантазий. А произведенный эффект разрывает повествование на две неравные составляющие: с одной стороны, искусные спецэффекты, масса клюквенной крови и пиротехнического огня, с другой – полная утрата персонажами какой-либо характерности.
Играть Хью Джекману и его другу еще по австралийской актерской юности Ливу Шрайберу совершенно нечего, поля для драматургических откровений нет и в помине. Гримасы, которыми мутанты в первых сериях пугали зрителя, постепенно сменились умильными физиономиями вылизанных до состояния стерильности персонажей, и почти не осталось места для черного юмора, присущего этому киносериалу изначально.
Конечно, через горнило бесконечных самоповторов с неизбежностью проходят все подобные проекты. Чтобы четвертая серия стала чем-то значимым с точки зрения искусства (если такая задача вообще ставится), нужно либо писать нестандартный сценарий, либо находить режиссера с выраженной концепцией. В противном случае, как ни старайся, каких трюков не придумывай – все это мы уже проходили. И одного обаятельного актера, пускай даже секс-символа сегодняшнего Голливуда, тут явно недостаточно.
С этим фильмом приключилась скандальная история: не до конца смонтированную и озвученную копию незадолго до выхода в прокат украли пираты, и зрители смогли увидеть, как делается подобное кино. В современных блокба$терах актерам нет нужды выполнять какие-либо трюки. То есть совсем. Их трехмерные изображения моделируются компьютерной программой, заставляющей персонажей двигаться в любых плоскостях как марионеток, а знаменитостям остается только корчить рожи. Конечно, накачанный до предела, играющий мышцами и "пересаливающий лицом" Джекман – настоящий, его мускулатуру не создают на планшете, но все остальное, что мы видим в кадре, от ландшафтов до автомобилей и самолетов, рисуют программисты. В том числе и драки, что самое обидное.
В результате в подобных лентах особый статус приобретают не авторские наработки режиссера и труппы, а бюджет и размах теперь уже "так называемых" спецэффектов, то есть масштабы программного обеспечения проекта. Хотя в случае с картиной "Люди Икс. Росомаха" все хорошо, видеоряд соответствует потраченным миллионам. Жаль, сюжет оставляет желать много лучшего.
В прокате с 30 апреля