ФОТО: АР |
"Yтро": Что представляет собой вирус свиного гриппа?
Юрий Гендон: Вирусы гриппа носят разные виды животных. Существует грипп человека, птицы, свиней, лошадей, китов... Тот вирус гриппа, о котором мы сейчас говорим, поражает свиней - они так же, как мы, чихают, у них появляется насморк, слабость. Но обычно вирусы гриппа свиней не заражают людей, во всяком случае, не вызывают у них инфекции, хотя сделать это им гораздо проще, чем вирусу птичьего гриппа.
Самое уникальное заключается в том, что в организм свиней могут проникать разные вирусы гриппа: людей, птиц. Таким образом, свинья является как бы сосудом, в котором геном вируса мутирует и выстраивается в определенную мозаику. И тот вирус, который циркулирует в южных областях Америки и Мексики представляет собой декомбинат, у которого два гена от вируса гриппа птиц, один - от человека и пять своих собственных, свиных. Десять лет подобный вирус неприятностей не вызывал, и вдруг мутировал, что повлекло за собой ту вспышку, которую мы наблюдаем сегодня.
"Y": Откуда взялось это заболевание, специалисты говорят, что оно существовало и раньше...
Ю. Г.: Что нам известно о свином гриппе? Впервые это заболевание было диагностировано в США в 1976 году. Заболело пять солдат, из которых один умер. Тогда же была создана вакцина против этого вируса, однако ее применение вызвало много негативных последствий и существенно не помогло.
Сегодня ситуация выглядит следующим образом: недалеко от столицы Мексики расположена свиноферма. А так как она находится рядом с беднейшими кварталами, где люди живут очень скученно, в условиях полной антисанитарии, при отсутствии регулярной вакцинации, болезнь разошлась моментально. К сожалению, на нее слишком поздно обратили внимание. Да, сейчас приняты некие меры, ограничен доступ в публичные места - музеи, кинотеатры, - но предприняты они были слишком поздно.
"Y": Если свиной грипп - это симбиоз двух линий гриппа, мог он быть выведен в лаборатории, другими словами, не является ли он рукотворным бактериологическим оружием?
Ю. Г.: Ерунда. Этот вирус циркулирует в свиньях уже десять лет, кому надо его выводить?
"Y": Для разработки новой эффективной вакцины, наверное, нужно большое количество времени и финансовых вложений?
Ю.Г.: Технологию разрабатывать не надо, сегодня мы можем взять то, что используем постоянно. Из имеющегося штамма получаем высокоэффективную вакцину, и на ее основе что-то выпускаем. Однако минимум девять - десять месяцев вакцину нужно проверять на иммуногенность. Но если будет пандемия, то она обычно дает две волны. И ко второй, которая иногда бывает агрессивнее, чем первая, мы успеем. А пользы от тех прививок, которые делают сейчас обычной вакциной, немного. При этом оснований для паники я не вижу: есть разные препараты, и так, как раньше, когда умирал каждый третий, сегодня быть уже не может.
"Y": То есть новой испанкой свиной грипп не станет?
Ю.Г.: Да, я так думаю. Он может протекать как, например, в 1967 году - тогда тоже была пандемия, с высокой смертностью. Но мы же ее пережили.
"Y": В Мексике смертность от вируса высокая, в США - нет. Не может это быть связано с тем, что в Штатах вирус ведет себя по-другому?
Ю.Г.: Вирус проявляет себя по-разному, в зависимости от организма, который он заражает. Более того, я уверен, что и в Мексике смертность небольшая, потому что восемь человек на одну - две тысячи это норма. А вы знаете, сколько людей умирает ежегодно от обычно гриппа? По данным ВОЗ, от эпидемий умирает от 250 тысяч до полумиллиона человек.
"Y": Некоторые специалисты утверждают, что риск заражения от приготовленного мяса равен нулю, опасно только сырое мясо. Другие утверждают, что заразиться можно лишь от живых животных. Тем не менее запрет на ввоз мяса был введен. Насколько оправданы эти меры и не является ли это политической либо экономической провокацией?
Ю. Г.: Если вы мясо пожарите, то ничего не случится, но в процессе приготовления вы же будете трогать его руками и можете заразиться. Если это не замороженное мясо, то, пока его везут, вирус там умрет, а если замороженное, то вирусы гриппа переносят заморозку очень хорошо. Так что лучше все мясо, что мы получили из Мексики и Южной Америки, просто уничтожить.