Иногда они айллбибэкаются

Читать в полной версии →
Легендарный сюжет с каждым новым воплощением теряет занимательность, уступая зрелищности. Смотреть новый "Терминатор" нужно на большом экране, да и то если вам не надоели компьютерные стрелялки




Терминатор: да придет спаситель (Terminator Salvation), США - Германия-Великобритания, 2009
Режиссер: МакГи
В ролях: Кристиан Бэйл, Сэм Уортингтон, Антон Ельчин, Брайс Даллас Хауард

Всегда надо помнить: сиквелы, приквелы и прочие "квелые" фильмы крайне редко снимаются ради искусства. Культура "терминирования" зрителя за годы настолько продвинулась, что, не успев забацать четвертый фильм, тот же режиссер МакГи (в Голливуде он известен больше как продюсер) заявил о съемках пятой версии киносериала о роботах-убийцах.

Понятно, что большинство из нас, некогда ошеломленных первыми двумя фильмами, один из которых (второй) можно смело назвать великим, купит билеты на любые продолжения, лишь бы в очередной раз насладиться шварценеггероподобным зрелищем красноглазого Т-800, который в огне не горит и в плавленом свинце не тонет. Такова природа кинематографа: он эксплуатирует наше любопытство, выжимая деньги. А где еще, вложив $200 миллионов в производство, вы получите вдвое больше за пару недель? Правда, всегда есть риск, что фильм провалится в прокате, но по поводу "Терминатора" волноваться, скорее всего, не стоит. Каким бы фильм ни был, а галочку поставить надо.

О каких-либо художественных достоинствах картины в данном случае и речи нет. Начиная с третьей части, когда продюсеры отказались от услуг известных режиссеров, гениальная киноэпопея о похождениях семейства Коннор и их железнорылых "друзьях", оснащенных всевозможными механизмами для уничтожения биологических существ, превратилась в скромный и, прямо скажем, незамысловатый фантастический экшен для тинейджеров.

Правда, создатели четвертой части напряглись и сделали один давно напрашивающийся шаг - показали будущее, то самое, о котором так мечтали большевики... пардон, разведчики-"засланцы" из первых трех серий. А в будущем, как мы догадывались, ничего хорошего, кроме войнушки-то, и нет. А раз так, то от самой интересной, психологической составляющей противостояния, а впоследствии и дружбы, машины и ее создателей, не осталось и следа. Никаких проблем с тем, что некогда провозгласил Айзек Азимов, создав литературные принципы роботехники, больше не существует. Если в первых фильмах Джеймс Кэмерон пытался со всех сторон рассмотреть механизм взаимодействия человеческого разума с искусственным аналогом, то сиквелы напрочь отказались от сценарных изысков и вряд ли когда-либо к ним вернуться. Из черного психотриллера "Терминатор" окончательно превратился в комикс-экшен.

Остается спросить: на что потрачены такие невероятные деньги, если учесть, что губернатор Калифорнии, по понятным причинам, отказался сниматься, а звезда, да и то не самого яркого блеска, всего лишь одна - Кристиан Бэйл? Как нетрудно предположить - исключительно на спецэффекты.

"...Да придет спаситель" замешан исключительно на батальных сценах, причем сделанных в манере компьютерной игрушки конца прошлого века. Авторы утверждают, что специально изучали места техногенных катастроф, чтобы их роботы не выглядели как вылизанные трансформеры.

Жаль, лучше бы уж выглядели, а то фильм до боли напоминает эстетские спилберговские экзерсисы на тему Второй мировой войны, только куда более вычурные, где звуковое и визуальное ощущение "реальности" настолько сконцентрировано, что превращается в сплошное клиповое мельтешение, от которого уже тошнит и кружится голова. Причем все снято через серо-зеленые фильтры, видимо, для придания атмосферы катастрофы, которую ожидает человечество в 2018 году.

Роботы-мотоциклы, ворующие смазку из оставшихся после третьей мировой (ядерной) войны немногочисленных автомобилей, смешны в своей неправдоподобной и малофункциональной готической красе. Страшный робот Жнец и похожий на мурену автоматический "ихтиандр" вызывают невольное восхищение, но смотреть на них почти два часа - довольно скучно.

Все дело в том, что нет в этих пост-пост-сиквелах самого главного - интересной истории. Все какие-то rpg-шные стрелялки, перемежающиеся вставками, когда хорошие актеры, такие как Бэйл, совершенно теряют индивидуальность, вынужденно корча лишь одни зверские рожи. Не спасает положение и появляющийся на экране компьютерный Т-800, тело которого "играет" соотечественник великого актера и тоже бодибилдер Роланд Кикингер.

Поскольку фильм превращен в один дорогостоящий аттракцион, рассказывать сюжет нет никакого смысла, как и следить за ним. Кто чей сын, какая-такая фотография осталась в руках Джона Коннора, с какого перепугу ему помогает какой-то беглый каторжник, которого успели казнить здесь, для того чтобы он очнулся "там" - все это совершенно не важно. Сценарий настолько не мастеровитый, что рассматривать его промахи и нестыковки - пустое дело. Если фанаты годами ждут фильм лишь для того, чтобы снова услыхать легендарное "I`1l be back", то и режиссер не важен.

Чисто продюсерские проекты, которые пришли на смену режиссерским в подавляющем большинстве американских блокба$теров третьего тысячелетия, как показывает касса, ничем не менее успешны, чем их предшественники.

Раздражает лишь одно - такое впечатление, что вдруг разом куда-то подевались оригинальные сюжеты, и все голливудские мегабюджетники последних лет как один эксплуатируют чужие темы. Ведь попытка выехать за счет компьютерного видеоряда с треском проваливается, как только фильм показывают не на большом экране, и не совсем ясно, на что рассчитывают создатели бесконечных сериалов. Хотя это объяснимо - кино превратилось в самый масштабный бизнес со времен изобретения попкорна и компьютера. Но куда подевалась его способность создавать легенды?

В прокате с 4 июня

Игорь КАМИРОВ |
Выбор читателей