ФОТО: AP |
Первым слово взял Дмитрий Медведев:
Только что завершились наши переговоры. Первый визит президента США в Россию был очень насыщенным. Первый день показал, что мы смогли пройтись по всем направлениям объемной повестки дня. Состоялся полезный и открытый деловой разговор. Это была та встреча, которую ждали и в России, и в США. От этой встречи зависят тренды и перспективы мирового развития. Наша встреча была открытой и искренней. Это очень важно. Мы договорились, что и дальше будет общаться в таком ключе. Для нас это очень важно, так как количество накопившихся за долгие годы проблем немалое. Но эти проблемы мы будем обсуждать в конструктивном, деловом ключе.
Каждая из наших стран по-своему понимает свою роль. Но в то же время осознает свою ответственность. Особенно когда от принимаемых нами решений зачастую зависит обстановка в целом. И такие мощные страны как Россия и США несут особую ответственность за происходящее на нашей планете.
Стремление к тому, чтобы обсуждать совместные вопросы, было взаимным. И это немаловажный итог нашего общения. Наша работа требует и доброй воли, и взаимного уважения. Мы пришли к выводу, что наши отношения, их уровень, не соответствуют их потенциалу. И самое главное, тот уровень, который сложился до сих пор, не соответствует потребностям современной эпохи. Если так и будет продолжаться, мы не сможем выстроить нормальную дорогу в XXI век. Мы обсуждали философию сотрудничества. И я благодарен коллеге за понимание принципов, которые продвигаем мы.
Мы не можем за несколько часов снять все проблемы. Но мы договорились идти вперед не останавливаясь. Мы говорили о ряде сложных международных тем. Договорились работать дальше по вопросу ближневосточного урегулирования. Обсуждали проведение московской конференции по данному вопросу.
Говорили и о проблеме Афганистана. Без совместной работы успехов здесь не достигнуть. И про этому поводу согласовано специальное заявление. Укреплению отношений должны способствовать и связи в гуманитарной, научной сфере. Этим нужно заниматься.
Теперь о конкретных результатах. Мы договорились по теме СНВ, это базовый элемент нашей безопасности. Наши делегации работали над этой темой продуктивно, шли на компромисс. Результатом является то, что мы вышли на базовые уровни, по которым мы будем продвигать дальше кооперацию в этой сфере. Мы договорились о предельных уровнях как носителей, так и боеголовок. В документе, который мы подписали, говорится о возможности иметь от 500 до 1100 носителей и от 1500 до 1675 боеголовок.
Мы договорились также, что наступательные и оборонительные средства обеих стран должны рассматриваться в комплексе. Мы приняли заявление и по вопросу ПРО. Нам удалось выйти на совместных документ, несмотря на остающиеся расхождения. Обсудили и вопросы сотрудничества в ядерной сфере.
Мы подписали соглашение о военном транзите в Афганистан. Будет создана президентская комиссия по сотрудничеству между двумя странами. По военному направлению этими вопросами займутся руководители Генштабов России и США. В целом, характеризуя первый день нашей работы, я хотел бы сказать, что расцениваю их как первый шаг, очень важный шаг в процессе активизации полноформатного сотрудничества между нашими странами, от которого выиграют оба государства, а значит, выиграют все. Наша страна хочет достигнуть такого уровня взаимоотношений с США, который будет достоин XXI века. Спасибо".
Президент США Барак Обама: "Добрый день, хочу поблагодарить всех за гостеприимство, моим детям здесь понравилось. Мы только что закончили очень продуктивную встречу. Мы согласились, что необходимо более эффективное сотрудничество. Сегодня мы решили целый ряд вопросов. Следует отметить, мы приняли решения, которые важны для безопасности и процветания двух стран. Мы - ядерные державы, нам нужно вести за собой других, быть примером. Мы подписали договор по вопросу СНВ. Мы также говорили о саммите G8. Мы также вели дискуссию о Северной Корее и Иране, нарушающих свои обязательства, что может стать угрозой глобальной безопасности.
Мы приняли важное решение, чтобы укрепить сотрудничество. Мы согласились, что нужно бороться с угрозой экстремизма и подписали соглашение о военном транзите через Россию в Афганистан. Это очень важный вклад вашей страны. Мы также согласились о продолжении военного сотрудничества между нашими странами. Мы восстановим совместную комиссию, которая занимается делами военнопленных.
Мы формируем президентскую комиссию, чтобы укрепить сотрудничество. Слишком часто мы сотрудничали по узким проблемам, и наша бюрократия мешала прогрессу по целому ряду вопросов. Эта работа будет координироваться Хиллари Клинтон и министром Лавровым. Существует меморандум и свином гриппе, и поэтому наше министерство здравоохранения работает совместно с Россией. Россия приняла важное решение о снятии запрета на завоз скота из США.
Мы также обсудили с президентом Медведевым вопросы, по которым есть разногласия. В частности, вопрос Грузии, территориальную целостность которой мы поддерживаем. Но все эти разногласия нам нужно урегулировать мирным образом. Мы хотим двигаться вперед. В XXI веке наши отношения должны быть более конструктивными. Все мы заинтересованы в том, чтобы в будущем Россия и США были партнерами. И поэтому мы хотим "перезагрузить" наши отношения. Спасибо".
Далее президенты двух стран отвечали на вопросы журналистов.
Корреспондент Associated Press спросил у Барака Обамы, доверяет ли он Медведеву, а также кто сейчас возглавляет Россию - Медведев или Путин.
Барак Обама: "Я считаю, что президент Медведев очень искренний, правдивый. Он глубоко заинтересован в интересах российского народа и понимает интересы американского народа. Да, я доверяю президенту Медведеву. Он может выполнять свои обещания. Я хотел бы поблагодарить президента не только за то, как он со мной общается, но и как наши команды общаются. Это хороший знак для того, как мы будем работать в будущем. Завтра у меня будет завтрак с Путиным. Насколько мне известно, он премьер-министр, а Медведев - президент. И они распределяют полномочия точно так же, как и в США распределяются полномочия. Президент Медведев и премьер Путин работают очень эффективно вместе, и мы заинтересованы работать с правительством России".
Дмитрий Медведев: "Я хотел бы поблагодарить президента Обаму за сказанные слова. Конечно, личные отношения не являются главными, но без них не выстроить нормальные государственные отношения. Я надеюсь, что мы и продолжим в таком ключе продолжать отношения. Что касается чувств российского народа к американскому, то, если возникают политические проблемы между государствами, это накладывается и на мировосприятие людей. Чем лучше отношения между государствами, тем больше симпатий и у людей друг к другу. Мы все помним, когда мы вместе боролись во время Второй мировой войны. Были и сложные периоды. От того, насколько мы сможем продвинуться вперед, зависят и отношения наших народов. При неизменном понимании того, что народы всегда относятся друг к другу с симпатией".
Вопрос от НТВ: "Россия и США - крупнейшие державы в мире. Удастся ли нашим странам удержать ситуацию с нераспространением ядерного оружия под контролем?"
Дмитрий Медведев: "Это важнейшая проблема для нас. На нас лежит основная ответственность, наши страны являются носителями основного ядерного потенциала. Ситуация в мире меняется не в лучшую, а в худшую сторону. Это связано с появлением игроков, многие из которых еще даже не записались в ядерный клуб. Есть такие регионы, где само присутствие ядерного оружия может создать колоссальные проблемы. Эти регионы известны, нет смысла их называть. Всем понятно, что от того, какова будет ситуация на Ближнем Востоке и Корейском полуострове, зависит ситуация и на всей планете. Мы хотели бы решить эти вопросы, и США хотели бы их решить".
Барак Обама: "Я считаю, что президент Медведев хорошо высказался. Это вопрос, в котором США должны держать лидерство, мы должны показать свое лидерство. Именно поэтому новое соглашение по СНВ уменьшит наши ядерные арсеналы на треть. Важнейшим является тот факт, что мы видим рост потенциального распространения ядерного оружия. На Ближнем Востоке существует озабоченность по поводу иранской ядерной проблемы. Если ядерное оружие появится у Ирана, то и другие страны начнут развивать свои ядерные программы. И это все - в самом потенциально взрывоопасном регионе мира. Наблюдаем мы подобные вещи и в Северной Корее. Это может привести не только к угрозе ядерного оружия одними государствами другим, но также и к тому, что негосударственные субъекты получат ядерное оружие. Мы анализируем, каким образом Россия и США могут сотрудничать вместе в этом вопросе. Мы сделаем все, чтобы страны, которые хотят разрабатывать мирные ядерные программы делали это, но не работали над военным их применением".
Следующий вопрос был задан представителем западных СМИ о проблеме ПРО, вызвавшей серьезные разногласия между Москвой и Вашингтоном. Также он попросил прокомментировать ситуацию в Китае, где беспорядки унесли 140 жизней.
Барак Обама: "Что касается Китая, у меня недостаточно информации. По вопросу ПРО: мы договорились, что продолжим обсуждать этот вопрос. Напомню вам, что мы вышли из холодной войны, когда было ощущение паритета. Поэтому любое обсуждение ядерной стратегии должно включать в себя не только наступательное, но и оборонительное вооружение. Мы делали упор на конкретных деталях ракетных систем. США считают приоритетом то, что придется справляться с угрозой, исходящей из Ирана и КНДР, а не из России. Очень важно для США так считать. Нет сценария, по которому какая-то система ПРО позволит защититься от могучего российского арсенала. И мы не думали увязывать дискуссию о ракетной системе с обсуждением проблемы ядерного вооружения. Президент Медведев сказал, что его заботит вопрос ПРО. Путин, уверен, скажет завтра то же самое. Хочу сказать, что система ПРО нужна нам, чтобы предотвратить ракетный удар. Что касается ее конфигурации, то, знаете, мы сейчас проводим детальный обзор того, работают ли эти системы. Как только закончится этот обзор, мы предоставим оценку того, что, по нашему мнению, предстоит сделать в будущем, президенту Медведеву".
Дмитрий Медведев: "Добавлю по этой теме. Конечно, ПРО, а точнее, проблема третьего позиционного района - это сложная тема. Но хотел бы обратить внимание, в нашем совместном понимании говорится о взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями. И это шаг вперед. Второе: никто не говорит, что ПРО вредна сама по себе. Вопрос в том, чтобы увязать ее конфигурацию с интересами других стран. И американские партнеры взяли паузу, исследуют эту ситуацию. Это тоже шаг вперед в смысле достижения возможного компромисса. До этого мы слышали одно: все решения приняты, они вас не касаются. Мы прекрасно понимаем, что количество ракетных угроз растет. Нам нужно всем подумать о конфигурации глобальной системы ПРО, о чем я и сказал сегодня своему коллеге".
Первый канал: "Сегодня говорили о проблеме в Афганистане. Конкретизируйте, что вы думаете о положении в республике, о том, как продвигается контртеррористическая операция".
Дмитрий Медведев: "Тема сотрудничества на афганском направлении исключительно важна. Поэтому было подписано соглашение о транзите. Мы обязательно продолжим сотрудничество с США. Текущая ситуация действительно непростая, прогресс не наблюдается, носит эфемерный характер. Но мы ценим усилия США и других стран по предотвращению террористической угрозы, исходящей с афганской земли. Мы готовы к полномасштабной кооперации по данному вопросу. Ситуация зависит от того, насколько быстро будет развиваться политическая система в Афганистане и будет ли расти экономика. Я встречался с президентами Афганистана и Пакистана, полагаю, что, если мы сможем объединить наши усилия, успех рано или поздно придет. Он будет зависеть от зрелости афганского государства и готовности афганского народа к переменам".
Барак Обама: "Как только я стал президентом, мы провели полный обзор нашей стратегии в Афганистане. И решили, что мы не достигли достаточного прогресса, поэтому нам необходимо установить систему безопасности, которая позволит провести выборы в Афганистане. Нам необходимо обучить афганских солдат и полицейских. Нам необходимо сосредоточить усилия на экономическом развитии республики, чтобы афганцам не надо было выращивать мак для обеспечения своей жизнедеятельности. Пока трудно оценивать прогресс, но, думаю, после проведения выборов мы сможем посмотреть, что можно предпринять для улучшения ситуации. Могу сказать, что вклад России в эти усилия является очень важным. У России существуют свои озабоченности, но у России есть и огромные возможности по обучению солдат и офицеров. Надеюсь, что мы сможем более широко обсуждать вопросы по проблематике Афганистана. Совместно с этим надо решать и вопросы Пакистана. Они имеют огромное значение для стран Центральной Азии в стратегическом смысле. Хочу еще раз поблагодарить Москву за подписание соглашения о военном транзите, это поможет сэкономить нам ресурсы и время. Спасибо большое".