|
"Мы хотим, чтобы российские и американские компании активно инвестировали в обеих странах", – заявил Барак Обама. В ответ на это Дмитрий Медведев отметил, что наибольший интерес для России представляют инвестиции в развитие современных технологий: "Для нас важно, чтобы американские компании инвестировали не только в производство нефти и газа, но и высокие технологии, прежде всего, в аэрокосмическую и энергетическую отрасли, в том числе в области создания "чистой энергии", в нано- и биотехнологиях, и медицине".
Вместе с американским президентом в Россию прибыли представители PepsiCo, Boeing и John Deere. Итогом деловых переговоров стало подписание единственной крупной сделки между Boeing и российским производителем титана ВСМПО-Ависма. В ближайшие 30 лет Boeing намерен вложить в различные проекты $27 млрд, из которых порядка $18 млрд пойдут на закупки титановой продукции, $5 млрд – на приобретение услуг по проектированию, $4 млрд будет потрачено на приобретение других видов товаров и услуг, производимых авиационно-космической промышленностью России. Эта сделка обсуждалась достаточно давно, и ее заключение не стоит напрямую увязывать с визитом американского лидера в Россию.
В свою очередь, участвующие в саммите российские предприниматели поспешили высказать свое недовольство действиями американской администрации в отношении российского бизнеса. Возмущение бизнесменов вызывают протекционистские меры по поддержке американских производителей, закрывающие рынок США для российских товаров. "На наш взгляд, в США абсолютно неадекватные меры поддержки отраслей. Законодательство в этой части необходимо срочно пересмотреть и откорректировать", – заявил владелец Новолипецкого металлургического комбината Владимир Лисин. Из-за принятого в правительством США антикризисного плана, одной из мер которого является призыв "Покупай американское", американские заводы НЛМК были вынуждены снизили производство и сократить часть персонала, поскольку выпускаемая ими продукция не рассматривается как американская.
Единственным ответом американской стороны на эти упреки стало заявление Обамы о возможности отмены пресловутой поправки Джексона–Вэника.
Напомним, что принятая в 1974 г. поправка запрещала предоставлять режим наибольшего благоприятствования в торговле, а также государственное кредитование стран, которые нарушают или серьезно ограничивают права своих граждан на эмиграцию. Поправкой также предусматривалось применение в отношении товаров, импортируемых в США из стран с нерыночной экономикой, дискриминационных тарифов и сборов. Формально эта норма была введена из-за ограничений на эмиграцию советских граждан, однако действовала она и в отношении других стран – КНР, Вьетнама, Албании. С 1989 г. на действие поправки ежегодно вводится мораторий, однако официально Конгресс США ее до сих пор не отменил.
Как заявил вчера глава МИД РФ Сергей Лавров, "Барак Обама признал, что это проблема американской стороны". По словам министра, президент США "понимает всю неловкость и заверил, что снятие поправки будет одним из приоритетов его администрации.
Будет ли действительно исполнено звучащее последние восемь лет обещание отказаться от этого реликта времен холодной войны, сказать трудно. Не исключено, что последует очередной отказ, обусловленный выдвижением новых требований к российской стороне.
Впрочем, даже отмена поправки Джексона–Вэника вряд ли способна заметно оживить российско-американские экономические отношения. Трансатлантические связи российского бизнеса не столь значительны, как деловые отношения с государствами на Евразийском континенте. Отношения сильно затруднены из-за серьезных ограничений на импорт Россией американской сельхозпродукции и экспорт в США продукции российской металлургии. Корни этой проблемы тесно переплетаются с государственными интересами обеих стран, в связи с чем говорить о скорой и бурной активизации экономических отношений преждевременно.