|
"Пятнадцатого июля 2009 года тяжелый атомный подводный крейсер стратегического назначения "Дмитрий Донской" в рамках летно-конструкторских испытаний комплекса произвел пуск баллистической ракеты "Булава" из акватории Белого моря. Из-за нештатного срабатывания первой ступени ракета самоликвидировалась", – сообщили вчера в управлении пресс-службы и информации Минобороны РФ. Отмечается, что у членов госкомиссии, которые в тот момент находились на борту подлодки, замечаний по поводу действий экипажа нет.
Таким образом, счет запусков Р-30 3М30 доведен до 11, из которых теперь уже шесть закончились неудачей. Предпоследнее испытание "Булавы" состоялось в конце прошлого года и также не увенчалось успехом.
Нынешний провал вполне может оказаться следствием диверсии. По данным источника РИА "Новости" в спецслужбах, эта версия будет проверяться в ходе расследования причин произошедшего. "Дефектная деталь может попасть в ракету из-за отсутствия эффективного контроля за качеством со стороны либо завода-изготовителя, либо при непосредственной сборке ракеты. Но в данном случае, учитывая государственную важность принятия на вооружение новой ракеты для морских стратегических ядерных сил России, и то, и другое будет расцениваться как факт диверсии", - уточнил сотрудник спецслужб. Еще одной возможной причиной того, что в ракету мог попасть неисправный агрегат, он назвал преступную халатность, которая также будет расценена как диверсия.
А в военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, в свою очередь, говорят о прогорании корпуса ракеты как вероятной причине неудачного пуска. Источник в комиссии рассказал РБК, что вокруг ситуации с "Булавой" "много политики и грязи". По его словам, такая ситуация является следствием конкуренции среди производителей ракет, не стесняющихся в методах борьбы.
Напомним, в начале июня 2009 г. вице-премьер Сергей Иванов заявил, что причинами неудачных испытаний "Булавы" стал технологический брак. В создании этой баллистической ракеты участвуют 650 предприятий ВПК, и невозможно проверить качество продукции на каждом из них, пояснил Иванов. Исправить ситуацию, по его словам, можно с помощью контроля над качеством продукции.
Уже через две недели начальник генерального штаба ВС РФ Николай Макаров заверил, что работа в указанном Сергеем Ивановым направлении идет полным ходом. "Скоро мы решим все вопросы, связанные с техническими проблемами. Сейчас зарекаться тяжело. Но я думаю, что в самое ближайшее время эти вопросы будут сняты", – сказал генерал.
Еще более оптимистично прозвучали слова главкома ВМФ РФ Владимира Высоцкого, сказанные почти сразу после заявлений Макарова: очередные испытания "Булавы" намечены на конец июля, всего в этом году их будет четыре – пять, а до очередного запуска необходимо пройти определенные процедуры по устранению недостатков, которые были допущены на предыдущих испытаниях. О том, что произошло далее, написано в самом начале.
Разработка ракеты, на которую возлагают большие надежды, началась в конце 1990-х годов. Она должна стать заменой другой ракеты, Р-29РМ, стоящей сейчас на вооружении российского подводного флота. "Булава" – трехступенчатая ракета, первые две ступени твердотопливные, последняя оснащена жидкостным двигателем. Ракета может нести десять гиперзвуковых боеголовок общим весом 1,15 тыс. килограммов. Максимальная дальность полета составляет 8 тыс. километров.
После завершения испытаний ракетами этого типа предполагается оснастить атомные подводные крейсеры стратегического назначения четвертого поколения "Борей". В настоящее время ведется постройка трех подобных лодок, на одной из которых – "Юрии Долгоруком" – осенью 2008 г. запустили ядерный реактор.