|
По сути, отрасль предвосхищает едва намечающиеся тренды восстановления и дальнейшего развития мировой экономики. Автомобилестроение неожиданно оказалось наиболее восприимчивым к мерам по антикризисному стимулированию. Благодаря успешным действиям правительств в части снижения налогообложения экономичных автомобилей, введению льготных схем продаж и расширению экологических инициатив продажи автомобилей выросли во втором квартале 2009 г. в Европе, Азии и Латинской Америке.
Настоящей сенсацией стала разработанная в Германии схема продаж новых автомобилей. Напомним, что именно в этой стране была опробована схема зачета старой машины авто в счет стоимости покупаемой новой. Таким образом, государство компенсировало каждому покупателю немецкого автомобиля порядка €2,5 тыс. от его стоимости. Эффект от данной меры оказался ошеломляющим: удалось избежать серьезного падения продаж в автомобильной отрасли, являющейся для Германии одной из основных. Немецкое ноу-хау поспешили взять на вооружение другие страны, где автомобилестроение также является важнейшей частью национальной экономики.
По мнению экспертов Banc of America Securities – Merrill Lynch, запасы непроданных автомобилей в мире резко сокращаются. А уже в четвертом квартале нынешнего года в автомобильных отраслях США и Европы ожидается 30%-й рост производства. Еще больший рост будет иметь место в первом квартала 2010 г., что крайне положительно скажется на динамике ВВП.
Рост продаж демонстрируют и развивающиеся рынки. В первую очередь, это Китай, Индия и Бразилия. В Индии рост продаж начался в феврале, в Бразилии – в марте. В Китае, несмотря на кризис, во втором квартале текущего года было продано более миллиона автомобилей.
Опыт стимулирования автомобильной отрасли может рассматриваться как один из наиболее эффективных путей по выводу из кризиса всей мировой экономики. Он показывает, что, несмотря на глобальный кризис, население большинства стран не готово наотрез отказываться от приобретения сравнительно дорогостоящих товаров, какими являются автомобили. Главное – создать условия, при которых покупка авто будет привлекательна и осуществима даже в условиях кризиса.
Европе и США удалось неплохо обыграть тему экономичности и экологичности новых автомобилей. Добавление к этому мер по созданию привлекательных условий продажи позволило удержать спрос на продукцию автопрома от обвального падения. По мнению экспертов Banc of America Securities – Merrill Lynch, в долгосрочной перспективе основой стабильного спроса станет инновационный подход к производству автомобилей.
К великому сожалению, все это пока не относится к российскому автомобильному рынку, продемонстрировавшему в 2009 г. рекордное падение продаж. Одной из причин происходящего стали неэффективные меры по поддержанию отрасли. Вместо непосредственного стимулирования продаж акцент был сделан на вливании колоссальных средств в безнадежно больной АвтоВАЗ и борьбе с "изменниками родины" в лице покупателей иномарок.
Бессистемными оказались и действия по субсидированию кредитной ставки на покупку автомобилей российского производства. Первая ошибка заключалась в ставке на покупку автомобиля в кредит. Один из наиболее серьезных ударов экономический кризис нанес именно по сфере потребительского кредитования, в результате чего количество автокредитов упало до минимальной отметки. Покупка авто в кредит предполагает наличие ясных экономических перспектив заемщика. В современных российских условиях это практически невозможно. По этой причине меры по субсидированию автомобильных кредитов так и не принесли ожидаемого результата.
Вторым сомнительным шагом стало увеличение субсидированного кредита. В список льготных попали более дорогие машины, собираемые в России; тем самым правительство не оставило шансов АвтоВАЗу, продукция которого перестает представлять интерес для покупателя ввиду повышения доступности чуть более дорогих, но гораздо более качественных и современных иномарок отечественной сборки.
Таким образом, на фоне набирающих силу продаж автомобилей в большинстве стран мира и серьезных качественных перемен в части предложения на автомобильном рынке Россия продолжает блуждать в трех соснах запретительных пошлин, субсидирования кредитов и поддержки АвтоВАЗа. Результатом этой "политики" неизбежно станет постепенное превращение ее в автомобильные задворки мира и общее затягивание процесса выхода из кризиса.