|
Как и многие другие исходящие от государства "новшества", изменения в закон об ООО застали большинство отечественных бизнесменов врасплох. Ситуацию усугубляет короткий срок, отведенный на перерегистрацию, и отсутствие достоверной информации о порядке ее проведения.
Между тем вовремя не прошедшие перерегистрацию ООО на совершенно законных основаниях могут быть подвергнуты жестким проверкам, их работа – приостановлена, а счета – блокированы. Напомним, что значительная часть россиян работает на предприятиях, организационная форма которых представляет собой именно общества с ограниченной ответственностью. А это значит, что любые серьезные заминки с перерегистрацией грозят миллионам людей потерей работы или, как минимум, задержками с выплатой зарплаты.
Учитывая масштаб проблемы (в одной только Москве зарегистрировано около 4 млн ООО), "Yтро" решило досконально разобраться с тем, что представляют собой изменения в законе, для чего необходима перерегистрация и чем грозит отказ от ее прохождения.
Не так страшен черт...
Чтобы понять суть и последствия нововведений, мы обратились к текстам законов и консультациям специалистов. При ближайшем рассмотрении изменения оказались не таким уж темным лесом. Они затронули порядок учреждения и преобразования ООО, порядок отчуждения доли участниками и порядок их выхода из ООО. Законом предусматривается возможность преобразования ООО в хозяйственное общество другого вида, хозяйственное товарищество или производственный кооператив. Минимальный уставной капитал ООО должен составлять 10 тыс. рублей.
Устав – всему голова
Основные нововведения коснулись того, что раньше именовалось учредительными документами. С 1 июля 2009 г. их просто не существует. "Теперь нет понятия "учредительные документы", а есть только Устав. Причем из прежней формы Устава действующие фирмы должны исключить момент, касающийся права владения общества. В прежней форме Устава прописано, кто является владельцем; со временем владельцы могли меняться, но в Уставе как был записан первоначальный, так он там и оставался. А сейчас введено требование – убрать эту строчку. Таким образом, в Уставе не фиксируется лицо, которое на момент образования общества является его основателем. Это убирает множество проблем с передачей и дарением долей, сменой директора общества и прочим", – пояснили "Yтру" в налоговой инспекции.
Второй основной документ любого ООО, именуемый Учредительным договором, упразднен полностью. Базовые параметры предприятия – размер уставного капитала, размер и номинальная стоимость доли каждого из учредителей общества, а также размер, порядок и сроки их выплаты – регламентируются Договором об учреждении. Появление этого документа позволяет "обезличить" Устав и избежать внесения в него корректив в случае изменения соотношения долей или состава участников Общества.
Ежовые рукавицы
Для повышения прозрачности ООО и защиты прав их участников серьезно ужесточается порядок действий с долями и выходом участников ООО из общества. Для этого вводится обязательное нотариальное заверение сделок купли-продажи и залога долей в ООО.
Также закон предусматривает право участников внести в Устав норму, запрещающую их выход из ООО. Покидающий общество участник вправе требовать выкупа его доли самим ООО.
Перерегистрация ООО в теории...
Чисто технически процесс перерегистрации ООО не должен стать проблемой для представителей бизнеса. Единственное, чего избежать совершенно невозможно, – личной явки генерального директора ООО в налоговую инспекцию. Как это часто бывает, закон не содержит прямых указаний относительно присутствия руководителя компании при сдаче документов на перерегистрацию, однако на практике без личной явки первого лица компании налоговый инспектор просто не примет документы. Несмотря на кажущийся абсурд ситуации, этому есть рациональное объяснение: присутствие генерального директора необходимо для отсеивания подставных фирм. Инспектор должен лично удостовериться в том, что предприятием руководит реальный человек, а не бомж или покойник, как это часто случалось прежде.
А вот на что рассчитывать, скорее всего, не стоит, так это на то, что параллельно с неотвратимой перерегистрацией можно будет внести и другие необходимые изменения в учредительные документы. Это возможно только после перерегистрации. Таким образом, известная поговорка насчет не очень качественной овцы, с которой хочется получить хоть что-то, здесь явно не работает. "Если вы хотите вместе с перерегистрацией внести еще какие-то дополнительные изменения, например в Устав, то по этому вопросу налоговая придерживается другой позиции: ООО сначала должно пройти перерегистрацию, а уже потом можно вносить остальные изменения. Мы уточняли, и нам ответили, что нельзя одновременно проводить несколько изменений", – поясняет юрист группы компаний "Ителис" Оксана Осипова.
...и на практике
К сожалению, чем проще и понятней теория, тем чаще она расходится с практикой. Особенно в России. Уже сегодня перерегистрация ООО становится для бизнесменов головной болью. Ситуация осложняется непроработанностью процедуры и отсутствием у налоговых инспекций необходимых форм и инструкций. "Инструкцией, по которой налоговая перерегистрирует ООО, являются Гражданский кодекс и закон об ООО. Это базовые документы, – говорит Оксана Осипова. – Сейчас разрабатываются новые формы, но они пока не утверждены и носят рекомендательный характер. Что касается того, кем эти формы будут утверждаться, то до внесения изменений они утверждались правительством Москвы. Соответственно, им же были внесены методические рекомендации по заполнению этих форм. Сейчас этим будет заниматься либо налоговая служба, либо Министерство юстиции".
Сами владельцы ООО пока не спешат перерегистрировать свои компании, опасаясь, что перерегистрация по "предварительным" формам впоследствии может быть признана недействительной. Впрочем, эксперты настроены не столь скептически. "Конечно, такая неразбериха может осложнить процедуру перерегистрации, но ее (процедуры), как таковой, еще нет, – поясняет Оксана Осипова. – Все ждут утверждения этих форм, потому что не хотят рисковать. Хотя можно использовать те рекомендации, которые уже есть. На сайте налоговой есть письмо, которое разрешает их к использованию. Я не думаю, что может сложиться ситуация, когда инспектор, основываясь только на своем личном видении заполнения этих форм, будет создавать сложности".
Это не Америка и даже не Африка. Это – Россия
Пока государственные инстанции пытаются прийти к единой официальной форме перерегистрации ООО, бизнесмены продолжают терзаться вопросами и сомнениями. Особое недоумение вызывает время, отведенное на перерегистрацию, – всего полгода. При этом многие до сих пор не знают, что на всю Москву с ее четырьмя миллионами ООО имеется лишь одна налоговая, занимающаяся перерегистрацией, – МИФНС №46. Элементарный подсчет показывает: для того чтобы все московские ООО были перерегистрированы в отведенный законом срок, каждый рабочий день в налоговой инспекции №46 должно приниматься более 30 тысяч (!) пакетов документов. Даже с учетом того, что большая часть ныне существующих ООО – "мертвые" фирмы, масштаб задачи вызывает большие сомнения в адекватности отведенных сроков. Не трудно догадаться, что если ситуация не будет как-то изменена, то уже в начале следующего года владельцам ООО стоит готовиться к неприятностям. Напомним, что главной целью перерегистрации является проверка обществ с ограниченной ответственностью на благонадежность и отсеивание всевозможных "пустышек" и "помоек". Это означает, что все не успевшие перерегистрироваться ООО автоматически оказываются под пристальным вниманием соответствующих служб и структур, со всеми вытекающими последствиями.
Впрочем, эксперты не этот счет не столь категоричны. "Я не могу предполагать, справится ли единственная в Москве налоговая с перерегистрацией более четырех миллионов ООО к 1 января 2010 года, тем более что на данный момент нет даже утвержденных форм, – говорит Оксана Осипова. – Но я думаю, что они будут смотреть по ситуации. Если будет большое количество не прошедших процедуру, то, возможно, сроки продлят. Конечно, после 1 января у налоговой будет право обращаться в суд на предмет ликвидации ООО, если они не прошли перерегистрацию. Но, насколько это будет работать на практике, не известно. Надо понимать, что у нас подавляющее количество людей работает в ООО, и если их организация будет ликвидирована, то люди не получат ни зарплаты, ни расчет. Думаю, налоговые органы тоже это понимают и такого развития ситуации не допустят. Это организационный вопрос".
А надо ли?
Недостаточная ясность форм и порядка прохождения перерегистрации, а также отсутствие в законодательстве прямой нормы ответственности за ее непрохождение наводят на мысль о возможности игнорировать нововведения. Здесь всем не желающим усложнять себе жизнь следует еще раз напомнить об основной цели нововведений: это борьба с фирмами-однодневками, подставными конторами и "помойками". ООО, вовремя не прошедшие перерегистрацию, по определению попадают в число "неблагонадежных". Последствия этого нам объяснили в налоговой инспекции. По словам налоговиков, не прошедшими перерегистрацию ООО начнут активно интересоваться проверяющие органы; в определенных ситуациях банки могут блокировать их счета; суды смогут не принимать к рассмотрению дела, если истцом выступает не перерегистрированное ООО. Также регистрирующий орган на законных основаниях может подать в суд заявление о ликвидации данного юридического лица, потому что оно не привело в порядок учредительные документы. После истечения срока, отведенного для перерегистрации ООО, не перерегистрировавшиеся предприятия уже не смогут этого сделать. Это значит, что единственным способом вернуться в рамки закона для них является добровольная ликвидация и регистрация "с нуля".
Одним словом, ответ на вопрос, надо ли перерегистрировать ООО, очевиден. Менее очевидно другое – удастся ли налоговым органам в отведенные сроки справиться со стоящей перед ними задачей. Исходя из того, что на конец июля процесс перерегистрации окончательно не отлажен, продление сроков видится практически неизбежным.
Что касается самих бизнесменов, заинтересованных в том, чтобы их ООО без проблем прошло перерегистрацию, для них наилучшим решением будет прибегнуть к услугам проверенных юридических компаний, оказывающих помощь в подобных делах. Они возьмут на себя всю работу вплоть до "подвода" директора к налоговому инспектору. Это позволит значительно сэкономить время и гарантированно уложиться в сроки.
Конечно, можно попытаться пройти всю процедуру перерегистрации самому. Однако в этом случае есть риск столкнуться с рядом проблем, связанных с поиском образцов нужных документов, их составлением и нотариальным заверением.