К концу 2010 года экономика оголит тылы

Читать в полной версии →
Российский резервный фонд стремительно истощается, но власти не спешат снижать расходы, значительно возросшие за последние несколько лет. В сложившейся ситуации попытка "затянуть пояса" может обернуться самыми серьезными последствиями экономического и политического толка




Российский резервный фонд может опустеть уже к концу следующего года, пишет британский журнал Economist. По данным издания, в третьем квартале 2009 г. размер фонда уменьшится до $52 млрд по сравнению с мартовским максимумом – $137 миллиардов.

В третьем квартале правительство РФ переведет из резервного фонда в государственный бюджет 1,36 трлн рублей. Распоряжение об этом уже подписано председателем правительства Владимиром Путиным. Это приведет тому, что к октябрю в резервном фонде останется 1,6 трлн руб., тогда как в марте в нем находилось около 4,9 триллиона. По мнению главы Минфина Алексея Кудрина, фонд опустеет к концу 2010 года. Тогда же дефицит бюджета РФ составит около 5% ВВП по сравнению с 7,4% – 9% ВВП в этом году. Если это действительно так, то это будет рекордное по скорости и масштабам опустошение финансовых резервов, считают в Economist.

Однако, полагает издание, это не будет означать, что к началу 2011 г. российское правительство окажется на мели. Economist напоминает о запасах суверенного фонда, где на сегодняшний момент находится порядка $90 млрд, а также об официальных резервах ЦБ объемом $400 млрд, $365 млрд из которых приходится на иностранную валюту. С начала финансового кризиса в России правительство не раз обращалось к резервам ЦБ для предоставления антикризисного финансирования банковскому сектору и крупным корпорациям. Пока резервы Центробанка достаточно велики, что объясняется слабостью курса рубля. Поэтому, в случае возникновения непредвиденных расходов, они могут быть использованы для их покрытия.

В том случае, если в нынешней ситуации не произойдет резких улучшений либо ухудшений, России все же придется выйти на рынок международных заимствований. По разным прогнозам, она будет занимать около $10 млрд в год. Впрочем, это вряд ли станет для нее проблемой. Суверенный долг России довольно невысок. По словам Кудрина, уровень госдолга не превысит 15% ВВП, о чем США и большинству стран ЕС остается только мечтать.

На этом фоне главной проблемой российских властей будет оставаться уровень расходов, непомерно возросший за последние годы. Так, расходы федерального бюджета в 2004 – 2008 гг. увеличились более чем в три раза. Это практически не ощущалось в условиях притока инвестиций, экономического роста и высоких нефтяных цен. Сегодня ситуация существенно меняется: доходы государства упали за счет снижения экспортных поступлений, несмотря на то что снизить расходы практически невозможно. Серьезных вложений требуют крупные корпорации, еще недавно сами являвшиеся поставщиками доходов.

Государству приходится вливать деньги в банки и крупные компании, лишившиеся дешевой финансовой подпитки за счет зарубежных инвестиций. Пустить ситуацию на самотек оно не имеет возможности, так как в этом случае ему придется столкнуться с социально-политическими последствиями краха крупных компаний и банков. Отдельной темой являются возросшие расходы на различные инвестиционные, социальные и военные проекты. Серьезно урезать их государство пока не готово. Напротив, первые лица страны заявляют о масштабных планах по закладке новых боевых кораблей, строительстве ракет и т.п.

В случае, если кризис затянется, правительство будет вынуждено начать постепенно сокращать амбиции, а с ними и расходы на грандиозные проекты. Но пока весь ход событий свидетельствует о том, что российское руководство продолжает надеяться на скорое возобновление активности на рынке энергоносителей и, как следствие, постепенное восстановление отечественной экономики. Об этом свидетельствуют бодрые заявления о новых госрасходах в части вооружений и геополитики. Огромных государственных средств требует и чрезвычайно разросшийся за последние годы бюрократический аппарат. Вынужденное снижение расходов в сложившейся ситуации может обернуться самыми серьезными последствиями как экономического, так и политического толка.

В свою очередь, поддерживать существующий уровень расходов страна может только в рамках экспортно-сырьевой модели. Даже если представить, что Россия быстро перейдет на путь экономики промышленного производства и высоких технологий, достичь прежнего уровня благосостояния благодаря этому она сможет не скоро.

Впрочем, есть основания полагать, что и на сей раз судьба окажется благосклонной к России, даже в рамках ее экспортно-сырьевой модели. Признаки постепенного восстановления в мировой экономике становятся все более отчетливыми и стабилизация сырьевых рынков, похоже, не за горами. А это значит, что у страны есть неплохие шансы переждать кризис благодаря накопленным резервам.

Сергей СЕРЕБРОВ |
Выбор читателей