Вслед за падением рубля покатились головы

Читать в полной версии →
Вольные рассуждения на тему девальвации рубля могут стоить их автору места в Национальном банковском совете. При этом предпосылок к обесцениванию российской валюты в последнее время действительно становится все больше




Рубль продолжает лихорадить. Вчера курс национальной валюты РФ в отношении доллара упал сразу на 94 коп. – до 32,69 руб. за $1; курс евро превысил отметку 46 рублей. Стоимость бивалютной корзины в среду подскочила до 38,55 рубля.

Высокая волатильность наблюдается на российском валютном рынке уже не первый день, прежнее мерное течение событий с плавным усилением рубля сменилось резкими рывками курса в сторону уже подзабытых с зимы значений. Похоже, участники рынка окончательно растратили запас спокойствия и хладнокровия под воздействием макроэкономических данных и противоречивых прогнозов.

Что касается прогнозов, точнее, их авторов, вчерашний день оказался не самым удачным для руководителя Ассоциации региональных банков, депутата ГД от "Справедливой России" и члена Национального банковского совета (НБС) Анатолия Аксакова. Напомним, на днях он прославился заявлением о том, что российский рубль целесообразно девальвировать на 30% – 40%. По мнению Аксакова, от этого выиграют все, так как продукция станет конкурентоспособной, заводы начнут работать на полную мощность, появятся рабочие места, банки начнут получать долги от предприятий. В свою очередь, долги предприятий обесценятся из-за инфляции, которая неизбежно сопровождает девальвацию.

С экономической точки зрения сказанное, мягко говоря, не совсем корректно. В отличие от 1998 г., девальвация не в состоянии запустить промышленные предприятия ввиду отсутствия свободных мощностей. Более того, на сегодняшний день значительная часть предприятий имеет крупные валютные кредиты, тогда как выручка от их производственной деятельности номинирована в рублях. Для таких компаний предлагаемая Аксаковым "спасительная девальвация" сопоставима со смертным приговором. То же самое относится и к рублевым сбережениям населения.

Надо заметить, что это уже не первое экстравагантное заявление Анатолия Аксакова, имевшее существенный резонанс в финансовых кругах. В феврале этого года его рассуждения о реструктуризации внешнего корпоративного долга РФ в интерпретации японской газеты привели к локальному обвалу евро.

Вольные рассуждения на тему девальвации рубля могут стоить их автору места в Национальном банковском совете. Судя по пылу, с которым обрушились на Аксакова его коллеги по Думе и НБС, положению руководителя Ассоциации региональных банков не позавидуешь. Как сообщил накануне председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Владислав Резник, комитету поручено проработать вопрос об отзыве Аксакова из НБС. Соответствующее поручение комитет получил от спикера Госдумы Бориса Грызлова и, по словам Резника, оно "будет выполнено". "Комитет подготовит проект постановления об изменении состава НБС, который будет рассмотрен на первом заседании комитета в осеннюю сессию", – объявил Резник.

Утверждать, что в происходящем в последние дни на российском валютном рынке виноват исключительно Аксаков, нелепо. Руководитель Ассоциации региональных банков всего лишь подлил масла в огонь. Слухи о возможности второй волны девальвации ходят достаточно давно; при этом ослабление рубля крайне выгодно российским экспортерам, имеющим мощное лобби на всех властных уровнях. Поэтому не трудно понять, что, несмотря на отсутствие прямых экономических показаний к девальвации, эта тема по-прежнему обсуждается в "высших эшелонах", и кому-то заявление Аксакова могло показаться прощупыванием почвы для конкретных действий. Наиболее слабонервные участники рынка немедленно начали избавляться от рублей, и остановить нарастающую панику оказалось не под силу даже министру финансов РФ Алексею Кудрину, заявившему, что оснований для девальвации российской валюты в данное время не существует.

Истинными причинами давления на рубль по-прежнему остаются опасения снижения нефтяных цен, а также возможные изменения политики Центробанка, связанные с переходом к свободному обменному курсу и тагетированию инфляции. В последнее время к этому списку добавились сомнения в устойчивости российского бюджета. Вызванные этим риски накапливаются подобно снежной лавине, готовой сорваться вниз от малейшего звука. Один уже прозвучал.

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей