Автопром станет горьким лекарством для экономики

Читать в полной версии →
Эксперты ожидают довольно быстрого восстановления спроса на автомобили в России, но это точно будут не "Жигули". Иностранные производители уже готовятся к рывку, наращивая мощности




Состояние автомобильного рынка можно считать барометром экономической ситуации в стране. Если народ активно покупает новые автомобили – значит, дела в целом идут хорошо и есть определенная уверенность в будущем. Если же люди предпочитают повременить с заменой "железного коня" – значит, они чувствуют, что находятся "на переправе".

В Европе в середине лета продажи автомобилей стали расти. Оживление спроса отмечено в Германии, Франции и Италии. В то же время на рынках Великобритании и Испании ситуация не улучшилась. Неужели люди почувствовали, что кризис подходит к концу? Скорее всего, нет. Эксперты объясняют оживление спроса введенными правительствами ряда стран премиями, которые выплачиваются за старый автомобиль, сданный в утиль. По сути, это скидки на покупку нового авто, которыми не преминули воспользоваться граждане. Спрос вырос, главным образом, на мало- и микролитражные автомобили, доля которых на авторынке возросла до рекордных 45%.

Однако эта мера будет иметь, скорее всего, краткосрочный эффект, и европейские автопроизводители не ждут в этом году больше ничего хорошего. Прогнозируется сокращение производства на 25%, причем сильнее всего пострадают производители автобусов и грузовых машин. Здесь спад производства уже превышает 50%. По всей видимости, спрос на автомашины в Европе будет снижаться и в 2010 году.

Еще хуже дела обстоят в США. Там в июне спрос на автомобили сократился на 28%; несмотря на определенные подвижки в реструктуризации бизнеса, судьба национальных автогигантов по-прежнему висит на волоске. Обильные государственные вливания не помогли, а во многом дали даже обратный эффект. Согласно опросам, большинство американцев не хотят покупать продукцию заводов, живущих на "искусственном дыхании" господдержки и близких к банкротству. Не помогла переломить негативную тенденцию и программа предоставления скидок на новые автомобили при сдаче в утиль старых. Миллиард, выделенный государством на реализацию программы "Cash for clunkers" ("Деньги за драндулеты"), быстро растаял, четыре компании несколько улучшили свои показатели продаж, но в целом по отрасли сокращение продолжается.

Впрочем, все должно измениться к лучшему. В мае этого года Барак Обама обнародовал амбициозную программу, предусматривающую полное обновление и оживление американского автопрома. Суть ее в том, что все заводы должны будут в обязательном порядке перейти на производство более экономичных и экологически чистых автомобилей: к 2016 г. среднее потребление горючего новыми авто, выпускаемыми в США, должно составлять 6,6 л на 100 км (сейчас оно зашкаливает далеко за десять литров). В итоге ожидается, что продукция американского автопрома станет более современной и конкурентоспособной. Кроме того, это даст возможность экономить в год до 1,8 млрд баррелей нефти, а выбросы парниковых газов сократятся почти на 1 млрд тонн.

Конечно, все это потребует огромных расходов на техническое и технологическое перевооружение отрасли. Однако американские автопроизводители согласны потратиться: десять компаний и профсоюз автомобилестроителей согласились участвовать в программе. Для них это, возможно, единственный шанс удержаться на плаву; к тому же, программа будет щедро финансироваться из бюджета.

С кризисной картиной Запада контрастирует бурно развивающийся Восток. В Китае и Индии спрос на автомобили растет. Хотя и тут не обходится без стимулирующих мер: например, Пекин субсидирует и предоставляет налоговые льготы при покупке маломерных автомобилей. Согласно данным Ассоциации китайских автопроизводителей, только марте этого года в КНР был куплен 1,1 млн автомобилей – рекордный для страны показатель. Для сравнения, по последнему прогнозу Ассоциации европейского бизнеса, в России за весь 2009 г. будет продано не более 1,7 млн автомобилей.

Даже Япония, не блистающая экономическим ростом, недавно удивила экспертов. Там возникла очередь на автомобили: записывающиеся в нее сейчас получат вожделенный товар только следующей весной. Правда, речь идет фактически только об одной модели – суперэкономичной "Тойоте Приус" третьего поколения, способной пробежать на одном литре бензина 38 километров. Популярности автомобилю добавило снижение цены до $20 тыс. и налоговые льготы, введенные государством при покупке экологически чистых автомобилей. В итоге спрос на них превысил ожидания производителей в четыре раза.

Ну и, наконец, о грустном. О России. Здесь продажи легковых автомобилей упали в первом полугодии более чем на 50%. И если "иномарочники" еще как-то умудряются развиваться в кризисных условиях, то производители отечественных моделей стремительно сокращают производство. По данным за пять месяцев 2009 г. рекордное падение показали ГАЗ и УАЗ; втрое сократился выпуск автомобилей на АвтоВАЗе. Всего в этом году лидер российского автопрома выпустит порядка 330 тыс. авто против 943 тыс. в 2008 году. Причем ожидается, что каждая третья машина останется непроданной. Каковы будут финансовые показатели концерна – страшно представить, если даже в плодотворном 2008 г. его чистый убыток составил 24,6 млрд рублей. Уже распространяются слухи о предстоящем увольнении 25% работников автогиганта (а это 27 тысяч человек) и даже о его грядущем банкротстве.

Впрочем, эксперты ожидают довольно быстрого восстановления спроса на автомобили в России. Иностранные производители уже готовятся к этому, наращивая свои мощности. Однако сможет ли вместе с рынком выйти из кризиса "традиционный" российский автопром? Видимо, сможет, но только в том случае, если основательно поработает над качеством и разнообразием своей продукции и заменит "пожарные команды" на профессиональных менеджеров. В противном случае барометрами российской экономики станут иностранные автомобильные производства.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей