|
По данным аналитической консалтинговой компании АСМ-холдинг, в январе-июле 2009 г. производство легковых автомобилей, грузовиков (включая шасси) и автобусов в России сократилось на 61,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года - до 414 тыс. 099 единиц. Тогда с января по июль было выпущено 1 млн 071 тыс. 817 единиц автомобильной техники.
Серьезное падение наблюдается в производстве как легковых, так и грузовых автомобилей. За семь месяцев 2009 г. объем производства легковых автомобилей традиционных отечественных марок составил 185 тыс. 020 единиц, что на 63,7% меньше чем за аналогичный период прошлого года. Несколько лучше обстоят дела у производителей "российских иномарок". Выпуск легковых авто компаниями, работающими в режиме промсборки, за данный период сократился на 46,6% и составил 114 тыс. 332 единицы.
В наибольшей степени от кризиса и падения спроса пострадал рынок грузовых автомобилей. За первые 7 месяцев текущего года их производство (включая шасси) сократилось на 71,4% - до 48 тыс. 711 единиц. Производство автобусов снизилось на 61,6% - до 16 тыс. 113 единиц.
До конца года ситуация с продажами и производством автомобилей в Росси вряд ли существенно изменится. По мнению представителя АСМ-холдинга Андрея Комарова, базовый сценарий предусматривает падение продаж автомобилей на 50% в количественном выражении, при пессимистичном варианте падение продаж достигнет 60%.
С начала года российским правительством был предпринят ряд мер для стабилизации ситуации на автомобильном рынке страны. В связи с этим была разработана программа субсидирования процентной ставки при покупке в кредит автомобилей отечественного производства или сборки стоимостью до 600 тыс. рублей. Однако, уже на сегодняшний момент очевидно, что данная программа потерпела полное фиаско. По "льготной" схеме осуществлено чуть более 2% покупок.
В настоящий момент правительство намерено использовать западноевропейский опыт стимулирования продаж новых автомобилей через предоставление "утилизационных" премий. Размер такой премии должен составить 50 тыс. рублей. Данная сумма будет включена в зачет стоимости покупаемой гражданином новой машины, при условии сдачи им в утиль старого авто.
К сожалению, перспективы данной меры также весьма туманны. В России полностью отсутствует практика утилизации б/у машин. Для этого нет ни необходимого оборудования, ни технических регламентов. К тому же, подавляющее большинство автовладельцев вряд ли будет готово сдать своего старого "железного коня" за 50 тыс. руб., так как его стоимость на вторичном рынке зачастую значительно выше.