Россиян вынуждают больше работать за меньшие деньги

Читать в полной версии →
Практически каждый второй россиянин, сумевший сохранить работу в кризис, отмечает увеличение своих должностных обязанностей. И хорошо еще, если за прежнюю зарплату, а не за урезанную




Ожидаемая осенью вторая волна увольнений, судя по всему, все же накроет Россию, но, по крайней мере, не окажется девятым валом. Таковы данные исследования, проведенного исследовательским центром рекрутингового портала SuperJob.ru среди тысячи представителей отечественных организаций и предприятий.

О том, что в их компаниях по-прежнему идет сокращение штата, сообщили 10% менеджеров по персоналу. Для сравнения: в марте оптимизацией численности сотрудников занимались 21% компаний, в апреле – 16%, в июле – 12%. При этом организации, продолжающие избавляться от работников, уверяют, что речь идет именно об оптимизации, а не о массовых увольнениях. В основном, этот процесс затрагивает компании с численностью от одной до пяти тысяч человек. Наиболее устойчивыми оказались крупные фирмы (более пяти тысяч сотрудников): только в 2% из них увольняют или планируют увольнять людей, и в 74% заявляют о том, что не собираются этого делать. Всего не сокращают штат и не планируют подобных действий 63% организаций, причем 10% опрошенных объяснили это тем, что уже сократили всех, кого могли.

В некоторых случаях работодатели перестарались и теперь снова набирают персонал – таких насчитывается 9%. Правда, условия найма изменились не в пользу кандидатов. "Официально сокращение у нас не проводится. На самом деле основной "балласт" уже сброшен, планируем увольнять еще. Однако без некоторых сотрудников обходиться не получается, поэтому набираем их обратно, но на худшие условия, так как выбор сейчас большой и можно найти то же самое, но дешевле", – признался один из участников опроса.

Зачастую худшие условия подразумевают не только меньшую зарплату, но и больший объем работ, свидетельствуют результаты другого исследования SuperJob.ru. Это касается не только вновь принимаемых сотрудников, но и тех, кому удалось сохранить свое место и теперь приходится работать и за себя, и за уволенного коллегу. Практически каждый второй россиянин, сумевший сохранить работу в кризис, отмечает увеличение своих должностных обязанностей. Зарплаты же в большинстве случаев от этого не выросли, а наоборот, снизились.

Как отмечают авторы исследования, первыми почувствовали увеличение рабочей нагрузки руководители компаний – более половины из них (58%) пожаловались на рост функциональных обязанностей. "Нагрузка увеличилась до критической степени! Хорошие специалисты уходят, невзирая на общее положение в стране. Они-то работу найдут, а вот я уже не знаю, с кем мне работать", – рассуждают управленцы.

Чаще других жалуются на возросшую нагрузку работники отделов, подвергшихся массовым сокращениям, что, в общем, не удивительно. Например, среди экономистов, финансистов и менеджеров по логистике об этом сообщили 57% опрошенных, а среди пиар-менеджеров и маркетологов – по 56%. Совсем немного отстают от них специалисты по кредитованию и страховщики (по 54%). Но они связывают увеличение рабочей нагрузки не столько с уходом сослуживцев, сколько с необходимостью более тщательного отслеживания информации о клиентах и ситуации на рынке.

Превысили планку в 50% и представители таких специальностей, как менеджеры по развитию, юристы, инженеры ОТК, госчиновники, менеджеры по работе с клиентами, бухгалтеры и системные администраторы. От них руководство также требует повышенной концентрации усилий. Менеджерам по персоналу работы добавляет ажиотаж на рынке труда. "Если раньше работодатели как-то разделяли кадровую службу на кадровое делопроизводство и подбор, то теперь хотят все "в едином флаконе". Ужасно!" – жалуется один из них.

Среди представителей рабочих специальностей увеличение должностных обязанностей отметили лишь немногим более трети (34%). Впрочем, это вряд ли можно рассматривать как повод для оптимизма. Скорее, данный показатель отражает печальную тенденцию падения производства во многих областях реального сектора экономики.

В целом россияне, конечно, не слишком рады тому, что работать приходится больше, тем более за те же деньги: 43% респондентов отрицательно относятся к подобному положению дел. Еще выше этот процент (47%) среди людей с невысокой зарплатой (до 15 тыс. руб. в месяц). При этом среди недовольных больше женщин, чем мужчин (48% и 38% соответственно). По словам участников опроса, переработки "ведут к переутомлению и появлению апатии", тем более что не всегда они объясняются вынужденной необходимостью. "Каждый из нас готов работать на определенных условиях, выполняя оговоренный функционал, иногда даже только ради достижения общей цели компании, но текущая ситуация позволила многим (не всем) работодателям вести себя уж совсем некорректно", – отмечает один из опрошенных. Кроме того, "увеличение нагрузки, которое вынуждает работника значительно перерабатывать, плохо сказывается на его состоянии и качестве работы. Поэтому необдуманное увеличение нагрузки определенно наносит вред работе".

Вместе с тем есть и такие, кто приветствует увеличение должностных обязанностей. И их не так уж мало – 28% респондентов. Свое трудовое рвение они объясняют по-разному. Одни просто радуются самому наличию нагрузки, пусть даже повышенной, в условиях, когда многие люди вообще сидят без работы. Другие отмечают, что "увеличение нагрузки на работе повышает уровень развития человека, открывает новые возможности и способности" и расценивают это как "время новых достижений".

Признались, что увеличение нагрузки их не волнует, 13% работающих россиян, для них главное, чтобы деньги платили. Примечателен комментарий одного из "равнодушных": "Мне приходилось работать в разном качестве и в разное время (и в советское время, и в современных условиях). Могу сказать, что люди стали ленивее. Возможно, в силу того, что людей стало больше или производств меньше, произошло перераспределение нагрузок в сторону их уменьшения. И теперь, когда нагрузки становятся ближе к тем, которые существовали ранее, создается впечатление их увеличения. Хотя на самом деле то, что делали наши родители, оплачивалось скромнее, но было больше возможностей для качественного использования получаемых средств".

Наконец, еще 16% респондентов усматривают в ситуации как положительные, так и отрицательные стороны, а потому затруднились с ответом.

Выбор читателей