|
Как отмечают авторы исследования, из всех стран-участников опроса, большим оптимизмом могут похвастаться только жители Саудовской Аравии, где половина граждан уверены в грядущем росте своего материального благополучия и лишь 11% считают, что оно ухудшится. Радужные настроения жителей страны, обладающей самыми большими запасами нефти в мире, вовсе не удивительны на фоне нынешнего роста цен на черное золото.
Следом за Саудовской Аравией идут Бразилия и Китай - граждане этих государств оказались практически солидарны с россиянами в степени оптимизма. Доли респондентов, считающих, что их доходы в ближайшей перспективе возрастут, в этих странах 37% и 36% соответственно. Однако, процент пессимистов, полагающих, что их доходы в ближайшие 12 месяцев снизятся, в России (24%) все еще превышает аналогичные показатели Бразилии (20%) и Китая (13%), а также многих других стран. Для сравнения, в США и Австралии пессимистично настроено 16% граждан, а в Нидерландах, Австрии и Канаде - 14%. Зато в России отмечен самый значительный по сравнению с мартовскими показателями спад пессимизма - число респондентов, считающих, что их доходы уменьшатся, снизилось на 19% соответственно. Это чуть лучше показателя Китая, где количество пессимистично настроенных граждан сократилось на 15%.
Больше всего пессимистов насчитывается в Исландии (59%) и Японии (49%). Причем японцы отличались негативным настроем на протяжении всех трех волн исследования. Жителям государства, где экономика стагнировала еще задолго до мирового кризиса (в общей сложности, порядка 15 лет), судя по всему, уже трудно поверить в светлое будущее, даже несмотря на робкие признаки окончания рецессии в ведущих странах мира. Что же касается Исландии, она, как известно, в прошлом году оказалась почти на грани банкротства, и граждане страны, видимо, еще не вполне оправились от этого шока. В целом же по результатам всех трех волн данного исследования ожидания по доходам в мире не сильно изменились с начала проекта.
Впрочем, это не мешает респондентам продолжать сокращать свои расходы. Так, более половины (58%) россиян утверждают, что из-за финансового кризиса им пришлось уменьшить траты на одежду, обувь и аксессуары. И в этом наши сограждане не оригинальны: по данной статье отмечен наиболее высокий показатель по всем странам (54%). Чаще других от покупки одежды и обуви отказываются мексиканцы (80%) и японцы (71%), а реже всего жители Нидерландов (28%). А 59% россиян экономят на крупных покупках для дома, а треть (32%) граждан РФ вынуждены урезать расходы на продукты питания. Если говорить о других странах, сокращение трат на крупные покупки актуальнее всего для граждан Исландии (74%) и опять же Мексики (68%). В этих же странах самая высокая доля респондентов, вынужденных экономить на продуктах питания (62% и 75% соответственно).