АвтоВАЗ должен задушить в себе "Жигули"

Читать в полной версии →
Очевидно, что для выживания АвтоВАЗу придется перейти на выпуск иностранных автомобилей, будь то "Рено" или "Опель", отказавшись от основной части собственного модельного ряда


ФОТО: "Вести"



Сегодня правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым должна будет решить судьбу флагмана российского автомобилестроения - АвтоВАЗа. Комиссия примет решение о выделении 12 млрд руб. на выплаты выходных пособий и корпоративных пенсий увольняемым сотрудникам предприятия.

На сегодняшний день компания уже объявила о сокращении около пяти тысяч работников. К декабрю этого года планируется уволить 36 тысяч сотрудников. Предварительное соглашение на выделение данной суммы было достигнуто ранее.

Определенное недовольство по поводу выделения новой помощи АвтоВАЗу высказывали Минфин и Минэкономразвития. В то же время, по мнению экспертов, главы министерств, скорее всего, остановятся на выработке определенных условий выделения средств. По словам обоих министров, можно пойти навстречу АвтоВАЗу, но лишь при "кардинальной перестройке" бизнеса автозавода. В связи с этим правительство требует от завода предоставить четкий бизнес-план развития предприятия, а также увеличить государственное участие в капитале завода.

В ходе заседания комиссии будет рассмотрено предложение АвтоВАЗа о необходимости докапитализации предприятия на 70 млрд рублей. По мнению менеджмента компании, докапитализация позволит погасить 54 млрд руб текущей и долгосрочной задолженности, а также начать финансирование инвестиционной программы на сумму 9,5 млрд рублей.

В то же время российским правительством решено привлечь к спасению предприятия его иностранных акционеров. Так, глава правительства Владимир Путин потребовал от крупнейшего акционера АвтоВАЗа - французского концерна Renault - принять участие в финансовом оздоровлении компании. Ему предлагается вложить в российское предприятие порядка 17,5 млрд рублей. Тем самым французам не было оставлено никакого выбора. В противном случае, доля Renault в уставном капитале АвтоВАЗа будет размыта в результате дополнительной эмиссии и снизится до порядка 6%.

На данном этапе французская сторона заявила о намерении продолжать сотрудничество. Вчера старший вице-президент Renault - член совета директоров волжского автозавода Кристиан Эстев - заверил российского премьера, что альянс заинтересован в развитии российского автопроизводителя.

В то же время говорить о том, что Renault сделал окончательный выбор, преждевременно. Дело в том, что сам концерн получил от правительства Франции поддержку в размере порядка €3 миллиардов. В случае оказания помощи АвтоВАЗу французскому автопроизводителю придется объяснять собственному Кабинету министров, почему, получив помощь, он способствует сохранению рабочих мест за рубежом. Также, по мнению аналитиков, даже если в качестве докапитализации АвтоВАЗа вклад Renault выразится в передаче российской стороне лицензии на сборку автомобилей "Логан" (стоимостью лицензии порядка €220 млн), французам все равно придется доплатить за сохранение блокирующего пакета еще порядка $272 миллиона.

Что касается самого АвтоВАЗа, то возможный уход Renault из числа основных акционеров не представляет для предприятия особой проблемы. Велика вероятность, что завод может быть переориентирован на сборку или производство автомобилей концерна Opel, 30% которого приобретаются "Сбербанком" и канадской Magna. В то же время, при любом исходе становится практически очевидным, что для выживания АвтоВАЗу придется перейти на выпуск иностранных автомобилей, отказавшись от значительной части собственного модельного ряда.

Юрий ЛЕВЫКИН |
Выбор читателей