|
Эти данные отлично иллюстрируют один из ключевых тезисов президента: коррупция является одним из главных барьеров на пути развития нашей страны, и борьба с ней должна вестись по всем направлениям. Но они иллюстрируют еще один тезис: коррупция в России не просто очень сильна – ей гораздо больше лет, чем Медведеву, и она пропитала собой всю систему жизни. Это уже не даже паразит, это полностью интегрированная в организм сущность, ставшая его неотъемлемой частью.
Такая постановка вопроса не значит, что с коррупцией не нужно бороться или она непобедима. Но необходимо понимать: это системная болезнь, и ее лечение – серьезный вызов для президента, которому предстоит столкнуться с колоссальным сопротивлением. Причем сопротивляться будут многие, в том числе и простые люди, привыкшие жить в сложившейся системе взаимоотношений с властью, начиная с уровня ЖЭКа. Но в первую очередь сопротивляться будет крупный сырьевой бизнес и чиновничество.
Я не знаю, готов ли Медведев к такому сопротивлению. Надеюсь, что да. Вообще, мне понравился тон его послания и та планка, которая была в нем задана: мы должны остаться великой державой, но величие должно строиться на основе не только и не столько сырьевой трубы и ядерного оружия, а на основе новой и умной экономики, которую и нужно создать.
У президента очень много качественных либеральных тезисов. И многие предложения, им сделанные, очень правильные, они отвечают поставленной цели. Это и развитие коммуникаций государства и граждан через Интернет. Это и развитие науки и образования, и переход во внешней политики от "надувания щек" к прагматизму, к привлечению капиталов и передовых технологий. Это и тема бесперспективности госкорпораций. Это все, что связано с энергоэффективностью, в частности, переход от сжигания попутного газа к его рациональному использованию. Для нашей энергетики это одна из самых болезненных тем.
Но все вместе это лишь набор отдельных мер, не складывающихся в стратегию модернизации. Более того, в этом наборе не хватает некоторых ключевых моментов. Например, инфраструктура. Мысль президента такова: нам рано заниматься инфраструктурой, пока у нас воруют. Сначала надо создать некоррупционные институты. Но это не так. Развивать инфраструктуру нужно уже сегодня, на том, что есть – а это, как верно заметил сам Медведев, в основном стремительно устаревающее физически и морально наследие СССР.
Кроме того, я, к сожалению, не услышал в послании ничего о восстановлении промышленной базы, о развитии отраслей народного потребления, за исключением сельского хозяйства и фармацевтики. Но есть еще, например, рыбная отрасль, есть легкая промышленность, есть общественное питание и другие. Потребности граждан в еде и одежде не менее важны, чем потребности в безопасности и здоровье.
Но самое главное, что отсутствует в послании, – это дорожная карта модернизации, разложенная по ключевым этапам и желательно расписанная по годам. В качестве основного параметра такой карты можно было бы использовать ВВП – но не суммарный объем, как это было до недавнего времени, а структуру. Нужны зримые и численные задачи по увеличению доли обрабатывающего и перерабатывающего производства, телекоммуникаций и т.п. Второй критерий – рабочие места, создаваемые в этих сферах.
Теперь несколько слов о системных решениях, без реализации которых мы из сырьевой модели не выйдем. Отправным пунктом должно стать изменение системы экономического управления государством, разделение функции финансов и развития, переход от казначейского принципа управления экономикой, когда главное – свести бюджет, к проектному, привлечение во власть тех, кто этим принципом владеет, кто научился управлять предприятиями и проектами в кризисное время. Именно они будут той реальной управленческой силой, которая сможет преодолеть коррупционное сопротивление закосневшего чиновничества.
Нужны также системные решения, направленные на обеспечение безопасности бизнеса. Конкретные меры – тема для отдельного и обстоятельного разговора, я только обозначу ключевую проблему. Это проблема рейдерства, в том числе и государственного. Она в России стоит очень остро. Бизнес не вкладывается в долгосрочные проекты, так как нет уверенности, что собственность не сменит хозяина под тем или иным предлогом. Что, например, не придет от губернатора человек и не скажет: "Нам понравился твой бизнес, отдавай".
Ну, и третий блок – это меры, о которых я писал в предыдущем материале: снижение издержек за счет снижения налогов и тарифов, создание системы "длинных денег" и механизмов стимулирования инвестиций в НИОКР.
Что касается коррупции, направленные на борьбу с ней меры сработают при единственном условии: это развитие экономической конкуренции и частной инициативы, широкого бизнеса. Предприниматели постепенно перехватят инициативу и в конце концов станут лидирующей силой. Тогда уже чиновники не смогут с такой легкостью навязывать им свои услуги и диктовать условия. Но для того, чтобы эта сила возникла, нужно, чтобы в России было выгодно производить.
На данный момент это отнюдь не так. Я лично знаю многих предпринимателей, которые серьезно думают о том, чтобы перевести свои предприятия за границу, если у них есть такая возможность. В России большие рынки, высокий покупательский спрос, но легче все же производить за границей и привозить сюда готовую продукцию. Потому что в других странах условия более комфортные: издержки и административное давление – меньше, а гарантии безопасности – значительно выше. Необходимо создать такие условия, чтобы не российские бизнесмены размещали производство за границей, а наоборот – к нам стремились со всего мира.