|
Специфический характер
Одним из последних таких неприятных моментов стал, по мнению Медведева, ряд резких заявлений со стороны Минска в адрес российских чиновников. В частности, слова Лукашенко, сравнившего главу Минфина РФ Алексея Кудрина с "отморозками" из белорусской оппозиции.
"За последнее время со стороны белорусских коллег, от президента Беларуси было сделано значительное число эмоциональных заявлений, которые зачастую выходили за рамки дипломатического протокола, а если говорить предельно откровенно - носили весьма специфический характер по отношению к нашим должностным лицам", - заявил Медведев, уточнив, что имеет ввиду членов правительства, включая премьер-министра РФ. "Мне это не нравится. Я считаю - это недопустимо", - сказал президент России.
"Это правительство, которое было назначено Госдумой по моему представлению. Когда коллега полемизирует с правительством, он полемизирует со мной. Вывод: нужно быть более сдержанным", - добавил Медведев. Признал он, впрочем, что и российским чиновникам есть над чем работать в плане корректного диалога.
Братская помощь
Позитива, впрочем, нашлось гораздо больше: у России нет таких "особых отношений", как с Белоруссией, напомнил Медведев. Он видит в этом грандиозную роль Союзного государства. Только из-за того, что Россия и Белоруссия находятся в рамках этой организации, Минск за последние 2,5 года получил в долг от Москвы более $3 миллиардов. "Мы никому таких средств в долг не предоставляем", - указал президент. "Когда я слышу от партнеров, что мы недостаточно помогаем, у меня это вызывает удивление, так как никто так не помогает своим партнерам, как Россия", - добавил Медведев.
И, несмотря ни на что, в Москве и сейчас рассматривается вопрос о дополнительных кредитах Минску. Кроме того, газ для Белоруссии в будущем году будет стоит на 30-40% ниже, чем для соседних стран, указал президент России.
Реформы, диктовка, давление
Комментируя предположения о том, что финансовая помощь со стороны Кремля тормозит политические реформы в Белоруссии, он выразил убежденность, что подобные суждения "из области иллюзий и гипотез, об этом бессмысленно говорить в режиме политической практики". Медведев пояснил: "Не все решают деньги. Это зависит от огромного количества факторов. Очень многое зависит от политической культуры, от настроя политических элит, от образования, от деятельности СМИ".
Вмешиваться во внутренние дела Белоруссии Россия не собирается. "Вмешательство во внутренние дела - это желание поставить политические процессы в той или иной стране под контроль другого государства. У нас такого и в мыслях не было. Да это и невозможно", - уверен Медведев.
Еще один политический аспект - вопрос признания независимости Южной Осетии и Абхазии. Бытует мнение, что этот вопрос используется как рычаг во взаимоотношениях России и Белоруссии. Медведев заявил, что признавать эти республики не просил никогда, потому что это не его дело. А разговоры о том, что кто-то на кого-то давит, чтобы это признание состоялось, назвал провокационными.
Ни гребка назад
Развеял Медведев и слухи о предложении Белоруссии войти в состав РФ, исходящем из Москвы. По его словам, такого предложения никогда не поступало, а главная перспектива двух стран на ближайшее будущее - это вышеупомянутое Союзное государство. Проблемы при его строительстве очевидны, но снижать уровень взаимного сотрудничества нельзя. "Если мы достигли какого-то уровня интеграции, зачем же нам от этого отгребать?" - задал риторический вопрос Медведев, признав вместе с тем, что процесс создания Союзного государства идет не так быстро, как хотелось бы.
Обсуждая дела внутрисоюзные, президент ударился в воспоминания. В 1999 г., когда он занимал пост замглавы аппарата правительства, возглавляемого Путиным, Медведеву принесли документ договора о Союзном государстве, чтобы просмотреть его текст. "До сих пор помню, в 11 вечера мне притащили его и говорят - смотри", - сказал Медведев и добавил: "Тогда уже я понимал, что это исторический документ".
В продолжение темы взаимодействия двух стран президент заявил, что Москве и Минску необходимо всячески укреплять военно-стратегическую составляющую, которая, по его словам, способствует повышению уровня безопасности на европейском континенте. Что до недовольства крупномасштабными совместными учениями России и Белоруссии, то Медведев в этих маневрах, носивших исключительно оборонительный характер, "ничего сверхъестественного" не увидел. И, более того, пообещал, что в будущем подобные мероприятия будут проходить раз в два года.
Отношения Белоруссии и Евросоюза, выражающиеся, прежде всего, в программе "Восточное партнерство", Медведева не беспокоят, и препятствовать он им не собирается. "Я не вижу ничего сверхъестественного в этом "Восточном партнерстве". Но я, откровенно говоря, и пользы особой от него не вижу. И это мне подтверждают все участники этого "Партнерства", с кем я разговаривал. Но я не вижу ничего направленного непосредственно против нашей страны", - пояснил президент.
Постсоветская дружба
Все хорошо у России не только с Белоруссией, но и с другими друзьями по постсоветскому пространству. Никого из них Москва не потеряла, считает Медведев: "Нужно здраво смотреть на вещи, мы никого из друзей не потеряли. Мы ни с кем не разговариваем на языке ультиматумов. Это было бы непродуктивно и неправильно".
Отвечая на вопрос, не боится ли он, что Россия потеряет свою нишу в СНГ из-за напряженных отношений с теми или иными соседями, президент ответил: "Я ничего не опасаюсь. Если бы я чего-то опасался, я бы президентом не работал". И подытожил: "Если мы будем цивилизованно работать, у нас будут самые лучшие, самые теплые, самые дружеские отношения".
Нелегкое дело - управлять Россией
Интересовала белорусских журналистов и внутренняя политическая ситуация в России. В том числе, система, при которой губернаторов не выбирают, на назначают. По его словам, обратные примеры далеко не всегда являются признаком демократического устройства.
"Я не считаю правильным возвращаться к выборам губернаторов, во всяком случае, в исторической перспективе", - сказал Медведев и предложил предъявить собственную точку зрения на данный вопрос своему преемнику. Сейчас же система назначения глав регионов наиболее оптимальная, "потому что управлять Россией - нелегкое дело, это - Федерация, которая простирается пока еще на территории 11 часовых поясов".