|
Самарская область вошла в число площадок, выбранных для проведения данного эксперимента. Помимо нее в эксперименте задействованы Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Краснодарский край, Свердловская область, Ростовская область, Башкирия, Самарская область, Челябинская область, Республика Татарстан, Нижегородская область, Новосибирская область, Красноярский край, Приморский край, Ленинградская область, Республика Удмуртия, Калининградская область, Ульяновская область, Калужская область.
В соответствии с программой, к площадкам предъявляются довольно жесткие требования. Так, предприятия по переработке должны иметь возможность утилизировать не менее 40 автомашин в смену. Норма по складским помещениям составляет 20 кв. м на один автомобиль. Производственные и складские помещения должны быть оснащены компьютерным оборудованием, пожарной сигнализацией, системой контроля и сигнализации паров бензина в воздухе, аварийной вентиляцией. По словам министра природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области Дмитрия Азарова, на сегодняшний день на территории страны нет предприятий, полностью отвечающих предъявляемым критериям, кроме АвтоВАЗа.
Безо всякого сомнения, переработка и утилизация старых автомобилей является крайне важным и нужным делом. В то же время совершенно очевидно, что размещение такого производства на площадях АвтоВАЗа, станет серьезнейшим ударом по имиджу предприятия - производителя автомобилей, и без того сильно испорченному. В ряде стран, и в первую очередь в США, подобный бизнес является уделом небольших компаний. Сведение до их уровня, пусть даже находящегося не в лучшей форме, но все-таки одного из крупнейших в мире автозаводов выглядит достаточно спорной идеей.
Очевидно, что главной целью размещения на АвтоВАЗе утилизационного производства является критическая ситуация, в которой оказалось предприятие. Государственные средства, выплачиваемые за утилизацию старых авто помогут какое-то время избежать его остановки и негативных социальных последствий.
Тот факт, что, подобно утопающему, АвтоВАЗ хватается за соломинку в виде участия в программе утилизации, может свидетельствовать об отсутствии успехов в переговорах с Renault и другими потенциальными инвесторами, способными вдохнуть в завод новую жизнь. В то же время, годичная программа по переработке авто, скорее всего, только ухудшит шансы предприятия на обретение профильного стратегического инвестора. Ввиду ряда характерных особенностей (наличие огромного количества неучтенных узлов и деталей), бизнес по переработке и утилизации автомобилей только усилит и без того высокую криминализацию ситуации вокруг АвтоВАЗа. А это вряд ли может понравиться инвесторам.