ФОТО: AP |
Суд Таиланда снял с Бута все обвинения, но "оружейный барон" остается в тюрьме, потому что его экстрадиции требуют США. В экстрадиции отказано, но подана апелляция. Москва потребовать "выдачи" Бута не может, потому что в России против него не заведено уголовного дела, а нет дела – не может быть и запроса на экстрадицию. Адвокаты не могут добиться его освобождения под залог из-за опасений, что он скроется от правосудия. Вот Бут и сидит уже год и девять месяцев в полном соответствии с местным законом, по которому рассмотрения дел об экстрадиции может длиться до трех лет.
Таиландская тюрьма – место специфическое. Публика там самая разная, потому что оказаться в этой тюрьме легко. В стране полно нелегальных мигрантов, и полиция бдит. Из 38 обитателей камеры, где сидит Бут, шестеро ждут решения об экстрадиции в США. Сами камеры, как правило, большие, рассчитанные на содержание 30 – 40 человек, причем в некоторых тюрьмах мужчины и женщины сидят вместе, разделенные занавеской, но так и веселее.
Буту, впрочем, не до веселья. Он всерьез опасается за свою жизнь и считает сфабрикованное против него дело "политическим заказом". Если Бут действительно промышлял нелегальной торговлей оружия – а в этом мало кто сомневается, – определенные основания для подобных выводов есть. Слишком уж много его "коллег" были убиты, умерли при странных обстоятельствах или просто исчезли за последние годы, и с некоторыми это случилось прямо в тюрьме. Есть эксперты, полагающие, что зачистка заметных фигур нелегального оружейного рынка носит системный характер, обусловленный не только конкуренцией, но и политическими причинами. И это похоже на правду.
Политическая подоплека и политический резонанс есть практически у каждого оружейного скандала, и дело Бута не исключение. Концов тут не найти, потому что география "деловых контактов" Бута простиралась, если верить СМИ, от Афганистана и Ирана до Африки и Латинской Америки.
По другой версии, арест Бута стал следствием сложной игры американских спецслужб против их московских коллег, решивших подзаработать на наркотрафике между Колумбией с Балканами. Еще один сценарий связывает его арест с президентской кампанией в США: якобы, Бут был нужен для того, чтобы дискредитировать республиканского кандидата Маккейна. Но год назад победил Обама, а США продолжают настаивать на экстрадиции. Более того, после отказа в экстрадиции Бута в суде первой инстанции в Таиланд были направлены две порции "дополнительных аргументов". И обе из Колумбии.
Тут следует напомнить, что поводом для задержания Виктора Бута стали его переговоры о продаже оружия колумбийским повстанцам FARC, для ведения которых он и прилетел в Таиланд. В роли представителей боевиков выступили сотрудники Управления по борьбе с наркотиками США. По официальной версии, они расследовали деятельность колумбийской наркомафии, подозреваемой в связях с колумбийским повстанцами. Эта цепочка привела их к Буту.
Новость об аресте Бута получила особый резонанс за счет того, что за несколько дней до этого колумбийские военные провели на территории соседнего Эквадора операцию против FARC. То есть все сложилось в единую картину: колумбийские военные громят вооружающихся на деньги наркомафии боевиков FARC, а американские спецслужбы раскрывают нелегальный канал поставки этого самого оружия. Но поверить в то, что все это получилось случайно, невозможно.
Американцы начали разработку Бута в 2005 г., если не раньше. Он стал прототипом главного героя фильма "Оружейный барон". Тогда же были заморожена находящиеся в американских банках активы связанных с ним фирм, а их список был передан в комитет ООН по санкциям. Его называли "одним из крупнейших торговцев оружием", а западные СМИ тиражировали список стран, в которых Бут работал. Да и тот факт, что поводом для ареста стала элементарная "подстава", никто не скрывал.
В общем, официальная версия американских спецслужб выглядит крайне неубедительно. Цепочку, связывающую Бута и FARC, если и разматывали, то совсем с другого конца: не со стороны Колумбии, а со стороны Бута. Но это объяснение тоже вызывает определенные сомнения. Во-первых, не понятно, как матерый игрок теневого рынка вооружений – а образ создан именно такой – мог так легко поддаться на провокацию. А во-вторых, поражает слабость доказательной базы, представленной американской стороной таиландскому суду. Полтора месяца назад эти документы были рассекречены и выложены в Интернете. Если верить СМИ, в Управлении по борьбе с наркотиками подтвердили аутентичность бумаг, во всяком случае, никаких опровержений не последовало. Но среди этих документов нет ничего существенного.
Там только расшифровки переговоров Бута с подставным лицом, выдававшим себя за представителя FARC, черновики с перечислением различных видов оружия и инструкции к советским самолетам, на которых "оружейный барон" якобы собирался доставить свой груз в Южную Америку. Получается, что дело разваливается: в нем нет ни доказательств продажи оружия, ни подтверждений контактов Бута с "покупателями". Зато есть давление со стороны США, заявления конгрессменов, публикации СМИ и кулуарные переговоры. Стоит ли удивляться, что суд первой инстанции квалифицировал дело как "политическое", и в экстрадиции отказал.
Но в ходе подготовки к апелляции американская сторона получила поддержку из Колумбии. Министр иностранных дел этой страны Хайме Бермудес написал своему таиландскому коллеге письмо, разоблачающее террористическую деятельность – нет, не Бута, а FARC. Пикантность ситуации состоит в том, в ходе судебного разбирательства суд первой инстанции – на основании заключения, сделанного Советом безопасности Таиланда – квалифицировал FARC как "политическую организацию". А власти Колумбии настаивают, что она террористическая, и в подтверждении приводят 607 причин, по которым FARC следует находиться в списке международных террористических организаций. Обоснования прилагаются. Это 300 страниц текста, содержание которого составляют как данные правоохранительных органов Колумбии, так и сообщения информагентств и печатных СМИ.
Сюжет с 300 страницами "компромата на FARC" можно рассматривать как новое доказательство крайне слабой позиции американской стороны. Более того, неуклюжее вмешательство Колумбии косвенно подтверждает тот факт, что столь удачно совпавшее с арестом "оружейного барона" вторжение колумбийской армии на территорию Эквадора было лишь элементом спецоперации против Бута. Отсюда вроде бы должно следовать, что США крайне заинтересованы в том, чтобы вывезти Бута к себе. Но тогда не понятно, почему столько сбоев.
Мало того, что само дело сфабриковано крайне неаккуратно, так его еще пытаются продавить, задействовав МИД Колумбии и втянув таиландское правосудие в диспут о характере деятельности FARC. Что это – очередная небрежность? Или США нужен не сам Виктор Бут, а разразившийся вокруг его фигуры скандал, в той или иной степени задевший многие страны, работающие на теневом рынке вооружений? Такая специальная игра на "большой шахматной доске" в непосредственной близости от Китая: в центр доски ставится конь, и сразу восемь соседних клеток оказываются под боем.