Закон о торговле снят с рассмотрения

Читать в полной версии →
Госдума отложила рассмотрение проекта о государственном регулировании торговли во втором чтении на пятницу. Об этом попросил полпред президента РФ в нижней палате парламента




Рассмотрение законопроекта о государственном регулировании торговли во втором чтении, которое сегодня должно было пройти в Государственной думе, все же отложено. С просьбой снять документ с рассмотрения выступил полпред президента РФ в Думе Гарри Минх, добавив, что "до позднего вечера шла работа" и эта работа продолжается до сих пор. В результате нижняя палата парламента отложила чтение на пятницу, 11 декабря.

Что именно будет изменено в проекте, который стал предметом разногласий не только аграриев и торговцев, но и различных ветвей власти, пока не известно. Однако первый вице-премьер РФ Виктор Зубков, под руководством которого рабочая группа и создавала этот закон, пообещал, что "ненужных" изменений не допустит.

"Идут поползновения, чтобы что-то там подвигать внутри, что-то изменить. Я вчера весь вечер занимался этим вопросом и сегодня до конца дня буду следить, чтобы там что-то не появилось, чего нам не надо", - заявил Зубков.

Объясняя причины проблем, возникших с принятием закона, он отметил, что здесь наблюдается активное противодействие представителей торговых сетей. "Там лоббистов много", - пояснил вице-премьер.

Напомним, разработке закона о госрегулировании торговли придал ускорение глава правительства Владимир Путин после своего знаменитого визита в "Перекресток". Премьер поручил министрам совместно с представителями деловых кругов срочно произвести на свет "не мертворожденное дитя, а реальный регулятор в сфере розничной торговли и взаимоотношений в цепочке производитель - переработчик - продавец".

Так и появился закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ"). Его разрабатывала рабочая группа, в которую входили представители двух "противоборствующих сторон" - производителей (главным образом, аграриев) и торговых сетей, между интересами которых надо было найти приемлемый компромисс. "Законопроект получился", - еще летом говорил Зубков, комментируя промежуточные итоги работы.

Документ обрисовывает методы и правила регулирования торговой деятельности. В частности, устанавливает требования к ее организации и оговаривает вопросы государственного контроля. Закон не распространяется на внешнеторговую деятельность и торговлю на товарных биржах, а также продажу товаров на розничных рынках, куплю-продажу ценных бумаг, объектов недвижимости, продукции производственно-технического назначения.

В последней версии законопроекта сохранились все основные моменты, по ряду из которых Главное правовое управление Администрации президента РФ на днях внесло свои предложения, что и послужило причиной отсрочки его рассмотрения.

Согласно этому документу в его нынешнем виде, предполагается, что, если в течение 30 дней на территории отдельного или нескольких субъектов РФ рост розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости составит 30% и более, правительство имеет право устанавливать предельно допустимые розничные цены на них на срок не более 90 дней.

Еще одна статья определяет, что сеть, доля которой превышает 25% объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта РФ, не имеет права арендовать или приобретать в указанных границах дополнительные площади торговых объектов.

Прописаны детали условий поставок продукции и ее оплаты. В том числе, говорится, что торговая сеть обязана размещать информацию об условиях отбора поставщика продовольственных товаров и о главных условиях договора на своем сайте, либо предоставлять бесплатно информацию в течении 14 дней со дня получения запроса.

Законопроект разрешает поставщику и ритейлеру предусматривать в договорах поставки так называемую скидку за объем приобретаемой продукции. При этом размер вознаграждения не учитывается при определении цены товара.

Документ содержит еще один пункт, которым должны быть довольны проивзодители, - определяющий случаи, когда ритейлер может продавать продовольственные товары ниже закупочной цены. Это разрешено, если срок годности товара истек более чем на 80%, либо в случае прекращения работы магазина, либо если эти товары продаются под собственной товарной маркой ритейлера.

Максимальные сроки оплаты за товар установлены в размере десяти рабочих дней на товары со сроком годности менее чем десять дней со дня приемки товара, а также замороженное мясо курицы, замороженную свинину, замороженную говядину и молоко; 30 календарных дней - на продукцию со сроком годности от десяти до 30 дней; 45 календарных дней - на товары со сроком годности более 30 дней, а также на алкогольную продукцию российского производства, отмечает РИА "Новости".

Включение в договор поставки товаров условий об оказании услуг по рекламированию продукции и маркетингу не допускается. Также ритейлер не имеет права навязывать поставщику условия договора поставки продовольственных товаров, в том числе о запрете на заключение договоров с другими розничными компаниями.

Дмитрий ЧЕРНЫШОВ |
Выбор читателей