ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Нефтяной конфликт между Россией и Белоруссией будет разрешен после вывода на проектную мощность второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Причем кардинально – полным отказом от транзита. Как сообщил вице-премьер Игорь Сечин на встрече со своим белорусским коллегой Владимиром Семашко, позиция белорусской стороны была очень жесткой и Москва пошла "на ряд компромиссов с учетом особых отношений с братской республикой, с народом Белоруссии". Однако в будущем братской республике, скорее всего, придется пожалеть о своем упрямстве.
"Yтро" попросило прокомментировать ситуацию генерального директора аналитического агентства "ИнфоТЭК Терминал" Рустама Танкаева.
Рустам Танкаев: Сложившаяся ситуация имеет очень большую историю. И строительство БТС-2 было начато именно из-за возникших проблем с транспортировкой нефти через территорию Белоруссии. В настоящее время этот проект благополучно развивается, и в ближайшей перспективе необходимости в белорусском транзите уже не будет. Корень проблемы в том, что российская нефть фактически реэскпортировалась через территорию Белоруссии. При этом все преференции от экспорта получала Белоруссия, а Россия ничего не получала. До запуска БТС-2 конфликты между Россией и Белоруссией будут продолжаться. Фактически Россия много лет дотирует экономику Белоруссии, и основной источник дотаций – вот этот неявный реэкспорт нефти через территорию республики. Если этот источник дотаций убрать, ее экономика пойдет под откос. Вы представляете себе, что маленькая страна, которая практически не добывает собственной нефти, занимает шестое место в мире по экспорту нефтепродуктов. Первое занимает Россия, второе с отрывом в два раза занимают США, пятое – Япония. Так что Белоруссия в очень достойной компании, к которой ни по какому другому показателю и близко не подходит.
"Yтро": А что будет с ныне действующим нефтепроводом "Дружба"?
Рустам Танкаев: Россия будет ударными темпами заканчивать БТС-2, для того чтобы полностью исключить из оборота трубопровод "Дружба" и, соответственно, шантаж со стороны Белоруссии и Украины (Украина ведь тоже в этом участвует). Тогда уже эта проблема сама собой решится. У нас был такой опыт в конце 90-х, когда были сложные отношения с Латвией, в основном, политического плана, а не экономического. Ну, в общем, такая же ситуация. И в конечном итоге построили БТС-1 и полностью исключили из оборота порт Вентспилс, который приносил очень большие деньги в бюджет Латвии. Латвия очень резко просела в экономическом плане, потеряла значительную долю бюджета, около 30%, кажется. И с тех пор этот источник доходов для страны полностью исчез. Россия экономически абсолютно не заинтересована в таком транзите. То же самое будет с Украиной и Белоруссией. Не будет транзита газа, не будет транзита нефти. И огромная часть бюджета этих стран будет потеряна, причем навсегда. Возвращаться никто не станет, потому что трубопроводная система "Дружба" старая, она сильно изношена, для того чтобы ее обслуживать, нужны значительные деньги. И если ее остановить хотя бы на месяц, снова уже не запустишь. Фактически, руководство этих стран из-за сиюминутной выгоды зарезало курицу, которая могла бы им десятилетия нести золотые яйца.
Белорусское руководство, судя по всему, не желает учиться даже на собственных ошибках. Похожая история в свое время произошла с проектом газопровода "Ямал – Западная Европа 2". Его тезка "Ямал – Западная Европа" был построен уже в постсоветский период, и изначально предполагалось, что будет две очереди. Причем вторая должна была идти так же, как и первая, через территорию Белоруссии и Польши. Но, как только начались поставки газа, и Белоруссия, и Польша начали шантажировать Россию. Поэтому вторая часть проекта была полностью снята с рассмотрения и началось строительство "Северного потока".