Янукович застрял на распутье

Читать в полной версии →
Дальнейшая судьба Украины зависит от кредитов и коммерческих проектов, и в этом смысле дихотомия "Россия – Запад" никуда не делась. Пока она ушла в тень, очистив место для насущных проблем, которые замыкаются на вопрос "кто даст денег?"


ФОТО: AP



Официально признанный победителем президентских выборов Виктор Янукович сделал серию заявлений, воспринятых многими как подтверждение его намерений восстановить тесное сотрудничество с Россией. Он собирается конструктивно подойти к решению проблемы русского языка, восстановить партнерство в сфере высоких технологий, окончательно закрыть вопрос о вступлении Украины в НАТО. Янукович поддержал идею Дмитрия Медведева о создании системы коллективной безопасности и предложение рассматривать проблему Черноморского флота в "пакете с другими вопросами безопасности", что предполагает продление срока пребывания ЧФ в Севастополе после 2017 года.

Осудив скандальные решения Ющенко относительно Бандеры и УПА*, новый президент пообещал принять меры для того, чтобы "в будущем в Украине никогда не возникали вопросы переписывания истории". Правда, пока без внятных комментариев остались такие важные темы, как разрешение газовых проблем, участие российского бизнеса в приватизации украинских предприятий, отношение Украины к Таможенному союзу. Но время терпит, многие вопросы нуждаются в серьезной проработке.

В целом настрой нового президента Украины внушает определенный оптимизм. Но не более того. Итоги выборов подвели черту под эпохой Ющенко, однако пока преждевременно говорить о закрытии "оранжевого проекта". На смену старым клише о "судьбоносном выборе" между Востоком и Западом пришли разговоры о прагматизме и проукраинской ориентации нового президента. Да и ситуация в стране лишает Януковича возможности выбирать, даже если бы он имел подобные намерения. Сейчас его главная задача – найти деньги, чтобы уже на следующий день после инаугурации Украина не рухнула в бездну национального дефолта, а оставшиеся без средств существования люди не хлынули на улицу.

На первых порах можно рассчитывать на поддержку промышленных кругов, оплативших его избирательную кампанию. Но дальнейшая судьба страны и самого Януковича зависит от кредитов и коммерческих проектов, и в этом смысле дурная дихотомия "восток – запад" никуда не делась. Она просто ушла в тень вместе со своей геополитической составляющей, очистив место для насущных проблем, которые замыкаются на вопрос "кто даст денег?".

Рассчитывать на США и Европу пока не приходится. В свое время они всерьез не помогли даже "своему в доску" Ющенко, а сегодня на дворе кризис и им не до Украины. Председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу посоветовал новой украинской власти выполнить рекомендации МВФ и пообещал крепить дружбу в рамках программы "Восточное партнерство", загибающейся из-за ничтожного бюджета. Более обстоятельно подошли к украинским проблемам в США, где специальная комиссия независимых экспертов подготовила развернутую программу действий на первый год президентства Януковича, состоящую из благих пожеланий вперемежку с "шоковыми рецептами". В общем, западные партнеры денег на Украину тратить не хотят.

Совсем иначе настроена Россия, промышленный комплекс которой в советское время был тесно связан с украинским. Она демонстрирует заинтересованность в развитии совместных проектов в области энергетики, атомной отрасли, ВПК, машиностроения и пр. Не исключено, что при выполнении определенных условий Москва пойдет на некоторые уступки по газу и даже предоставит Украине кредиты. Перспективы выглядят вполне привлекательно, тем более что Янукович публично отверг западные советы, произнес слово "модернизация" и заявил о намерении постепенно восстанавливать экономику, избегая шоковых мер. Путь к сотрудничеству открыт, но тут важно избежать ловушек, в которые попала Москва в 2004 году.

Накануне прошлых выборов, закончившихся Майданом, российско-украинское сотрудничество набирало обороты. Россия предоставляла Украине и ее гражданам все новые преференции, шла подготовка к заключению договора о Едином экономическом пространстве (ЕЭП), рост украинского ВВП приблизился к 14%. Казалось, еще немного – и два народа сольются в крепком союзе. Но с этим было покончено в течение месяца, и вместо надежного партнера Москва получила сильнейшую головную боль в виде постоянных боданий по поводу НАТО, угроз выгнать ЧФ из Севастополя, газовых скандалов, дискриминации российского бизнеса и многого другого.

Все это вполне может повториться и в 2015 г., потому что позорное поражение Ющенко не означает отказа от "оранжевого проекта". США и Европа продолжают видеть в Украине лимитрофное государство, объект геополитических игр, нацеленных против России.

Во времена Ющенко "оранжевый проект" был нацелен на заражение всех граждан Украины идеологией дикого национализма, характерной для западных областей. Но не получилось. Население восточных и южных регионов не поддалось массированной агитации о Голодоморе и не восприняло зоологическую ненависть к России, не захотело вступать в НАТО и отказалось признавать героем Бандеру. Не получилось так – можно попробовать иначе. Например, позволить России поддержать падающую украинскую экономику, а свои ресурсы направить на втягивание Януковича в "оранжевый проект".

Ну а если Януковича и всю Украину не удастся перекрасить в оранжевый, можно запустить сценарий раскола страны. Возможность реализации подобного сценария – это серьезный вызов для России. Вчистую проиграв на Балканах, Москва не может позволить себе сдать Украину и потому обязана поддерживать Януковича в его стремлении объединить страну, а это означает, что противостояние с заказчиками "оранжевого проекта" уже началось. Их актив – проект и идеология, актив России – исторические и экономические связи с Украиной и готовность оказать реальную помощь. Легко видеть, что игра идет на совершенно разных полях. Принципиально отличаются и цели: России важно сохранить целостность и суверенитет Украины, а для продвижения "оранжевого проекта" это совсем не обязательно.

При этом нет никакой уверенности в том, что, укрепившись во власти при поддержке Москвы, Януковича не последует по стопам Ющенко. Поэтому, начиная переговоры о выстраивании отношений с новым украинским лидером, важно определить принципиальные условия сотрудничества. Отказаться от доминирования газовой тематики, сделать ставку на военно-стратегическое сотрудничество, зафиксировав его юридически обязывающим, ратифицированным парламентами двух стран договором о продлении срока базирования в Севастополе ЧФ, скажем, до 2050 года.

* Организация запрещена на территории РФ

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей