ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Основанием для отмены сертификации служит постановление правительства РФ от 1 декабря 2009 года. Принятое в продолжение административной реформы, оно, по идее, должно, как заявил Владимир Путин, "разбюрократить" процедуру допуска на прилавки этих товаров. Ожидалось и удешевление продукции: по подсчетам премьера, экономия на сертификации для бизнеса составит около 700 млн рублей. Однако есть несколько моментов, которые не могут не тревожить.
Во-первых, сам список несколько странен. Никто так и не смог внятно объяснить, почему, например, типографские краски при печати детских книжек, которые до сих пор подвергались строжайшему контролю (малыши, как известно, любят все тянуть в рот), освобождены от сертификации, а туалетная бумага – нет.
Во-вторых, совершенно не понятно, с какой радости производители начнут добровольно подтверждать соответствие. Крупные бренды, дорожащие своим именем, – да, начнут. А вот китайские фенольные тапочки, ставшие знаменитыми после разгрома Черкизовского рынка, – вряд ли. Зато теперь они могут гордо красоваться рядом с произведениями итальянских обувщиков на вполне законном основании.
В ЕС, где большая часть стандартов является добровольной, вначале была выстроена довольно мощная система национальных саморегулирующих организаций (СРО). Да, тон в них задают крупные компании, и малый бизнес регулярно жалуется, что, принимая с каждым годом все более высокие стандарты, они тем самым выжимают конкурентов с рынка. Но потребитель вряд ли на это в обиде.
В России даже отмена обязательного лицензирования строительной деятельности, где уже созданы мощные СРО крупных игроков рынка, пока выглядит делом довольно опасным. Пустить в свободное плавание рынки, на которых до сих пор скандал следует за скандалом (стоит вспомнить участившиеся случаи массовых пищевых отравлений), выглядит еще более рискованным.
В-третьих, снятие обязательной сертификации везде в мире сопровождается повышением финансовой ответственности. Это и обязательная страховка на случай компенсации нанесенного потребителям вреда, и система невероятно высоких штрафов, способных разорить недобросовестного производителя. В России отмена сертификации товаров повседневного спроса не сопровождалась ни введением обязательного страхования ответственности, ни изменением КоАП, где максимальный штраф за недоброкачественный товар ограничен 10 тыс. рублей.
Впрочем, председатель правления КонФОП Дмитрий Янин поддерживает решение отменить сертификацию. "Это абсолютно неэффективная форма, большинство сертификационных центров просто собирали деньги с компаний, печатая сертификаты", – говорит он, признавая, впрочем, что отмена сертификации должна была сопровождаться ужесточением штрафных санкций. О том, что рынок переполнен фальшивыми сертификационными конторами, говорил ранее и глава Ростеста Алексей Медников. Однако не понятно, почему вместо наведения порядка с этими конторами решили оставить бесконтрольным огромный рынок потребительских товаров, выплеснув, таким образом, вместе с водой ребенка.
Теперь, как замечают правозащитники, контролировать этот рынок практически некому. Конечно, есть Роспотребнадзор, которому защищать права потребителей и качество товаров положено по закону. Но, во-первых, контроля единственного ведомства, которое одновременно борется с эпидемиями и опасными заболеваниями, на всю страну вряд ли хватит. Во-вторых, в рамках все того же освобождения бизнеса от излишней опеки Роспотребнадзору запрещено проводить плановые проверки чаще, чем раз в три года. А это значит, что реагировать ведомство будет, в основном, "по факту": когда произойдет массовое отравление или подобное выдающееся событие.
Кстати, насчет снижения цен на товары, как оказалось, тоже можно не беспокоиться. "С ума мы сошли, что ли?" – так отреагировал один из дистрибьюторов недорогой косметики и парфюмерии на этот вопрос.