ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Заявление это, сделанное на встрече с руководством "Единой России", мало чем отличается от тех, что произносились по поводу других проблем нашей многотрудной жизни, будь то борьба с коррупцией, милицейский беспредел или разрушение промышленного потенциала. Резюме всегда одно и то же: системный подход, исправление недостатков и наказание виновных. Разве что об умной политике и модернизации в связи со спортом упомянуто не было. В общем, как всегда, ничего конкретного. Мы, дескать, за все хорошее и против всего плохого, а для этого нужно идти в ногу со временем. Как именно "идти в ногу", не говорится: на этот вопрос обычно предлагается ответить очередной созданной по случаю комиссии.
Между тем именно вопрос о конкретных мерах, о том, что, как и какими силами делать и менять – это и есть самое главное. Ответа на него не знает никто. Зато всегда готов список претензий: неправильно тренируют, не умеют подводить спортсменов к соревнованиям, неправильно подбирают членов олимпийской сборной, выбраковывают перспективных спортсменов, которые потом под флагами других стран побеждают бывших земляков... Еще неправильно тратят огромные средства, шокируют публику излишней роскошью приемов "Русского дома", к участию в которых накануне соревнований привлекаются спортсмены, и за чужой счет не только катаются по всему миру, но и возят с собой родственников.
Все эти упреки можно разделить на две группы. Первая, касающаяся финансовых и организационных злоупотреблений, относится к компетенции правоохранительных органов. По сути, это та же коррупция, и, по большому счету, обсуждать тут нечего. Нужно заводить дела, проводить расследования и, если факты подтвердятся, сажать. А вот проблемами из второго списка – как готовить, как отбирать и прочее – должны заниматься специалисты. И только в том случае, если коррупционеры, по своему усмотрению подкармливающие этих специалистов, освободят их от своего давления, могут появиться конкретные и компетентные ответы на все эти, безусловно, важные вопросы. И то не сразу, потому что, с одной стороны, инерция велика, а с другой – люди, привыкшие действовать по принципу "чего изволите", могут и не иметь никаких конструктивных идей.
Но до всего этого дело может и не дойти, потому что Медведев сказал свое веское слово и улетел в Париж заниматься совсем другими делами, а в Москве его заявление было воспринято как руководство к действию. Де-факто президент придал новый импульс склоке, которая началась чуть ли не с первого дня Олимпиады, когда лоббисты всех мастей начали использовать каждый промах спортсменов для продвижения нужных им административных решений. К скандалу подключились все – от спортивных чиновников, именитых тренеров и бывших звезд российского спорта до депутатов Госдумы. И все делают вид, что знают, кого нужно наказать, а попавшие под обстрел критики переводят стрелки на других и выгораживают свое непосредственное руководство. Слушать и читать все это крайне неприятно и стыдно.
Не менее удручающее впечатление производят многочисленные попытки политизировать проблемы российского спорта, все эти рассуждения о том, что провал произошел из-за того, что реформаторы развалили страну, что все рушится, потому что у российских спортсменов нет идеалов, патриотизма и воли к победе. А нет их потому, что за последние 20 лет выросло поколение, которое все меряет исключительно деньгами, и вообще, российский спорт – это диагноз состояния общества и политической системы России. Ответить на это можно только одно: Олимпийские игры – это всего лишь спорт. Дела в этой сфере, безусловно, отражают общие процессы. Но тогда нужно говорить об изменениях, происшедших в конце прошлого века в олимпийском движении, о тотальной коммерциализации этой сферы, о превращении ее в индустрию, о глобализации и размывании понятия национальной принадлежности, о том, что ради выступления на Олимпиаде десятки спортсменов, причем не только российских, меняют гражданство. Во всем этом наша страна действительно не является лидером, она остается в роли догоняющего.
Впрочем, если кому-то хочется вопить, что "Россия в очередной раз катится в бездну", только потому, что наши хоккеисты проиграли Канаде, а фигуристы не получили ни одной золотой медали, это их право. Но надо понимать, что здоровье общества и устойчивость политической системы не измеряются количеством олимпийских медалей.
После Олимпиады 1912 г. Россия в лице СССР надолго выпала из олимпийского движения. Нет, она очень хотела, но ее не принимали. Эта позиция МОК была частью дискриминационной политики в отношении Советского Союза, который начал участвовать в зимних Олимпийских играх только в 1952 г. и сразу же занял второе место, на следующей Олимпиаде – первое, и так – чаще первое место, иногда второе – продолжалось до распада СССР. Спортсмены привозили золотые медали, а страна тем временем стагнировала, общество разлагалось, но созданная в 1960-е спортивная школа исправно функционировала вплоть до 1994 г., когда в Лиллехаммере Россия в последний раз заняла первое место, получив 11 золотых, 8 серебряных и 4 бронзовых медалей. При этом мало кто отважится заявить, что в 1994 г., через полгода после разгона и расстрела парламента, на фоне начавшейся приватизации, безработицы и уничтожения промышленности, в стране все было в порядке.
В 1998 г. прозвенел "первый звоночек": на Играх в Нагано Россия заняла третье место по медалям, однако на фоне прочих проблем на это не обратили особого внимания. Зато в 2002 г. пятое место в Солт-Лейк-Сити было воспринято как чудовищный провал, и это стало не только спортивным, но и политическим событием. Допинговые скандалы и присуждение второго комплекта золотых медалей паре канадских фигуристов были квалифицированы как целенаправленной унижение России. Ответом стал взрыв патриотизма, рост антиамериканских настроений, разговоры о кризисе олимпийского движения и резкая критика в адрес российских чиновников от спорта. Тогда власть приняла серию решений, направленных на исправление ситуации, чиновники демонстрировали готовность учесть ошибки, и в 2006 г. в Турине российские спортсмены получили 8 золотых, 6 серебряных и 8 бронзовых медалей, поднявшись в медальном зачете на четвертое место.
Этот прогресс, помноженный на право проведения зимней Олимпиады 2014 г. в Сочи и очень неплохое финансирование, стал причиной совершенно неоправданного оптимизма и расслабленности. Это касается всех. Болельщики ждали побед, потому что "наши побеждали в этих видах всегда", а чиновники – потому, что уверовали во всесилие денег. Деньги действительно работают на победу, но для этого их нужно не "осваивать" и "пилить", а направлять на целевое финансирование. И не за полгода до Олимпиады, а постоянно. И еще важно понять, что воля к победе "на разрыв аорты" зависит не столько от выделяемых средств, но в гораздо большей степени – от энергетического заряда, которым тренеры и руководство наделяют спортсменов. А на это способны далеко не все, и уж во всяком случае, не дельцы от спорта, которых хватает и в ОКР, и в профильных спортивных федерациях.
Так что фронт работ, в общем, понятен, и в этом смысле даже хорошо, что отрезвляющий провал произошел именно сейчас, за четыре года до Сочи. За оставшееся время можно многое успеть, если не впадать в истерику и воздержаться от "охоты на ведьм", а спокойно проанализировать ошибки и ответить на них компетентными решениями, концентрацией энергии и напряжением всех сил, которых в России вполне достаточно для того, чтобы повторить успех хозяев нынешней Олимпиады.
Ванкувер-2010. Олимпийские страсти