|
В случае с человеком, похожим на Орешкина, из рук в руки переходит сумма в 7 тыс. руб., предполагаемый Яшин появляется в компании с меньшей суммой – 3 тыс., а "Фишман" говорит о том, что в кармане у него всего 500 руб., зато есть карточка, с которой можно снять деньги.
Интернет тут же раскололся на два лагеря. Первый лагерь отстаивает правоту гаишников, которые борются с коррупцией, таким образом искореняя источник взяток. Второй лагерь уверяет, что имела место обыкновенная подстава и монтаж, при котором не имеющие отношения к взятке кадры были смонтированы так, чтобы создать полную иллюзию совершения правонарушения. А провинились герои ролика только в том, что имели неосторожность исповедовать оппозиционные взгляды.
Михаил Фишман обвинил ГИБДД в провокации, пообещав обратиться в прокуратуру. Илья Яшин по традиции разглядел в случившемся "руку Кремля", считая, что корень зла – движение "Наши", организовавшее подставу. Один только Дмитрий Орешкин видео не смотрел, чтобы не расстраиваться, но при этом сослался на мнение Владимира Путина, заявившего как-то, что половина Интернета – это порнуха.
Все трое не отрицают факта общения с гаишниками и даже вспоминают подробности. По версии Ильи Яшина, взятку у него вымогали; Михаил Фишман говорит о том, что суммы звучали только в контексте уплаты ранее наложенных штрафов; а Дмитрий Орешкин ссылается на неназванные силы, пытающиеся сконструировать компромат.
Защитники героев видеосъемок склонны обращать внимание на монтаж, однако эксперты-профессионалы отвечают просто: монтаж и подлог – не синонимы. Если бы в Сеть попали нудные разговоры вместо динамичного ролика, никто бы не досмотрел его до конца.
Как бы там ни было, наибольший интерес представляет не сам факт появления такого ролика, а то, что произошло после. Простой анализ информационного поля показывает: вопреки заявлениям фигурантов видеоролика, раскрутка всей этой истории была предпринята как раз либеральными СМИ, тогда как крупные "прокремлевские" издания видео попросту не заметили.
Второй поучительный момент состоит в том, что, если считать ролик достоверным, заснятые деятели оппозиции, по роду своей деятельности учащие строить гражданское общество и жить в нем, предлагают взятки, разрушающие основы этого самого гражданского общества на корню. "Виноват", – говорит Илья Яшин, выходя из машины. Сначала пять тысяч, а потом еще две хрустят в руке у Дмитрия Орешкина, ложась рядом с рычагом коробки передач.
Из каких бы побуждений герои ролика это ни делали и какой монтаж бы ни присутствовал, сам факт появления денег в машине ГИБДД говорит о многом. Ссылки на российские реалии в данном случае недостаточно убедительны, поскольку тот, кто говорит о гражданском обществе, по определению находится под большим прицелом, нежели остальные сограждане. "Никакого оправдания для господина Яшина и других людей, которые в этой истории замешаны, если они действительно дали деньги, у меня нет", – заявил в этой связи интернет-изданию NewsRu.com лидер Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин.
Некоторые СМИ уже окрестили новые гаишные хитрости "методикой Дымовского", только наоборот. Дескать, если их обвиняют через видео в Интернете, то почему им нельзя делать то же самое? По мнению опрошенных водителей, согласие сесть в милицейскую машину, как правило, означает готовность договариваться, равно как и риск быть разоблаченным. В этой связи хотелось бы напомнить, что у водителя нет обязанности следовать в машину ГИБДД, все разговоры он может провести в своем автомобиле, на улице или на стационарном посту. Где, по новой моде, тоже могут быть установлены видеокамеры и микрофоны.
Заканчивая рассказ об этой истории, зададим риторический вопрос: победит ли оппозиция взятки, строя гражданское общество, или взятки продолжат побеждать всех, невзирая на чины, звания и убеждения?