ФОТО: "Вести" |
Соглашение о Таможенном союзе Белоруссии, Казахстана и России вступило в силу 1 января этого года. Однако создание нового экономического образования с самого начала омрачалось действиями России, которая ограничила поставки нефти в Белоруссию пошлинами, дабы приостановить ее реэкспорт и экспорт произведенных из нее нефтепродуктов в Европу. Напомним, что прибыль от разницы цен на поставляемую белорусам на льготных условиях российскую нефть и экспортированную конечную продукцию долгое время являлись важнейшей статьей дохода белорусской стороны. Желание России изменить льготную программу, сохранив низкие ставки только на объемы, необходимые для потребления самой Белоруссией, вызвала гнев Александра Лукашенко, который он даже не пытается скрыть. Тридцатого декабря 2009 г. белорусский лидер пообещал выйти из союза, если Россия не согласится отменить пошлины.
Впоследствии России и Белоруссии удалось договориться о том, что 6,3 млн т российской нефти, предназначенные для внутреннего потребления республики, пошлиной облагаться не будут. Остальные 14 млн т ждет 100%-е обложение. По единодушному мнению экспертов, белорусская сторона рассматривает это соглашение как временное и не теряет надежды избавиться от пошлин совсем.
Это предположение подтверждает недавнее обращение Минска в суд СНГ. Белоруссия настаивает на незаконности пошлин, утверждая, что все соглашения между странами Таможенного союза предполагают беспошлинную торговлю.
В ходе вчерашней встречи риторика Лукашенко была значительно мягче, но смысл ее оставался прежним. Президент Белоруссии заявил о невозможности отказа от идеи Таможенного союза, добавив при этом, что его наверняка ожидает печальная участь СНГ.
"Нельзя выхолостить идею Таможенного союза. Если концептуальные положения говорят, что мы должны быть как единая территория, то никаких изъятий и ограничений ни по чувствительным, ни по нечувствительным позициям быть не может", приводит слова белорусского лидера РИА "Новости". Не трудно догадаться, что "чувствительными позициями" для Минска может являться не что иное, как взимание 100%-й пошлины на поставки российской нефти. Нет ни малейшего сомнения в том, что белорусская сторона будет и дальше всеми возможными способами бороться за отмену пошлин.
На этом фоне вчерашняя встреча без участия России может рассматриваться как намек Кремлю на возможность появления на просторах СНГ нового таможенного союза, уже без российского участия.