США хотят натравить на Китай G20

Читать в полной версии →
С помощью "двадцатки" министр финансов США Тимоти Гейтнер намерен добиться ревальвации юаня. Он полагает, что это лучший путь для продвижения американских интересов в отношении китайской валюты


ФОТО: AP



Министр финансов США Тимоти Гейтнер нашел новый способ воздействия на Пекин с целью добиться ревальвации юаня. Он намерен делегировать эту задачу "большой двадцатке". Через две недели в Вашингтоне намечена встреча министров финансов и глав Центробанков G20, на которой Гейтнер собирается обсудить животрепещущую валютную тему. Заодно американцы смогут протестировать и саму "двадцатку", сменившую "восьмерку" в качестве руководящего органа мировой экономики семь месяцев назад.

По словам Гейтнера, такие международные форумы – лучший путь для продвижения американских интересов в отношении китайской валюты. В то же время, эффективность G20 вызывает сомнения в экономических кругах: некоторым экспертам объединение кажется слишком громоздким для того, чтобы достичь какого-либо консенсуса. Поэтому претворение в жизнь решений, принятых G20, покажет, способна ли "двадцатка" вывести глобальную экономику из кризиса.

Сделав ставку на G20, Гейтнер в начале апреля отложил публикацию доклада о валютной политике Китая. В документе говорится о том, что Пекин манипулирует курсом юаня, добиваясь такими "неспортивными" методами торгового преимущества. Искусственное сдерживание юаня на низком уровне способствует увеличению продаж китайских товаров на американском рынке и препятствует продажам американских товаров на китайском. Напомним, в июле 2008 г. КНР зафиксировала курс национальной валюты на уровне 6,83 юаня за $1, чтобы помочь своим экспортерам в условиях мирового финансового кризиса. Американские власти рассматривают это как несправедливую субсидию китайской экономики. В Поднебесной, в свою очередь, утверждают, что никаких манипуляций в этих действиях нет.

Расчет Вашингтона на то, что Пекин прислушается к мнению интернационального форума, вполне может оправдаться. С одной стороны, Китаю, как одному из участников "двадцатки", невыгодно портить репутацию объединения, игнорируя его пожелания. С другой стороны, для китайских властей это хороший шанс пойти на уступки, чтобы они не выглядели капитуляцией под усиливающимся давлением Вашингтона. Ранее представители монетарных властей КНР заикались о возможности отпустить курс национальной валюты, однако, чем настойчивей США требовали свободы для юаня, тем менее охотно Китай выражал желание пересматривать свою валютную политику. И все же недавно пресс-секретарь Министерства иностранных дел КНР Цзян Ю Цзян заявила, что Китай намерен совершенствовать "управление плавающего валютного курса". При этом она подчеркнула, что власти и впредь будут придерживаться трех принципов: любые перемены должны быть по инициативе Пекина, порядок изменений необходимо контролировать, и они должны быть постепенными.

О наметившемся сближении противоборствующих сторон свидетельствует и предстоящая сегодня встреча на высшем уровне: Тимоти Гейтнер и вице-премьер Китая по экономическим вопросам Ван Цишань обсудят валютные разногласия на переговорах в Пекине.

Эксперты ожидают, что КНР позволит юаню начать расти уже в этом году. Для Поднебесной смягчение валютной политики тоже имеет свои плюсы: повышение курса юаня будет способствовать снижению темпов роста инфляции и увеличению спроса на внутреннем рынке. Однако вряд ли китайские власти позволят национальной валюте значительно вырасти. И уже тем более не стоит в ожидать, что курс юаня отправится в свободное плавание.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей