Америка сделала Иран сильнее

Читать в полной версии →
В последние годы Иран стал ускоренными темпами реконструировать и строить нефтеперерабатывающие заводы, и уже в этом году рассчитывает добиться полного самообеспечения бензином


ФОТО: AP



Ужесточая санкции в отношении Ирана, США и их союзники стремятся нанести ощутимый урон иранской экономике, чтобы лишить Тегеран возможности и желания продолжать свою ядерную программу. Но пока получается, в основном, обратный эффект.

До последнего времени Иран, являясь одним из крупнейших экспортеров нефти, но не обладая достаточными нефтеперерабатывающими мощностями, закупал за рубежом более 40% необходимого ему бензина. Вашингтон, желая сделать санкции "парализующими", стал давить на международных нефтетрейдеров, вынуждая их прекратить поставки в Иран горючего. В марте сразу три крупные компании, работающие в этой сфере – голландская Vitol Group и швейцарские Trafigura и Glencore, – объявили о сворачивании отношений с Ираном. В настоящее время к "бензиновому бойкоту" подключаются французская Total, британская BP и индийская Reliance Industries. О прекращении отношений с иранской стороной объявила крупнейшая европейская нефтяная корпорация Royal Dutch Shell.

Расчет был прост: организовать перебои с горючим – значит обескровить иранскую экономику и заодно вызвать общественное недовольство (в 2007 г. нехватка бензина спровоцировала в Иране спонтанные акции протеста). Однако в последние годы Иран стал ускоренными темпами реконструировать и строить нефтеперерабатывающие заводы, и уже в этом году рассчитывает добиться полного самообеспечения бензином. Об этом заявил на днях глава иранского Комитета по транспорту и горючему Мохаммед Роайан. "Принимая во внимание усилия, предпринимаемые Министерством нефти, производство горючего в ближайшее время возрастет на десять миллионов литров в день", – сообщил он в интервью агентству Mehr. В настоящее время из 62 млн л бензина, требующихся Ирану ежедневно, 44,7 млн л (то есть почти три четверти) производятся на территории страны. С учетом новых мощностей – НПЗ в Абадане и Шазанде – собственное производство будет покрывать без малого 90% потребностей в бензине. Еще немного, и внутреннее обеспечение будет полным.

По словам министра нефти Масуда Мир-Каземи, ввод в действие новых предприятий по переработке нефти стал главным средством борьбы против американских санкций. Отчитываясь об успехах, достигнутых его ведомством в уходящем 1388 г. (по мусульманскому летоисчислению), Мир-Каземи сообщил, что благодаря реконструкции уже имеющихся НПЗ, строительству новых предприятий и совершенствованию методов производства на нефтехимических комбинатах производство бензина в Иране увеличилось настолько, что "бензиновый бойкот" ему не страшен. Министр отметил также сокращение импорта газа более чем на 16% и увеличение его экспорта на 43%.

Кроме того, Министерство нефти подписало соглашение с иранскими банками об увеличении инвестиций в нефтегазовую промышленность страны до $75 миллиардов. Впрочем, этого все равно недостаточно. По словам Мир-Каземи, Ирану необходимо привлечь $200 млрд инвестиций в течение ближайших пяти лет для обновления нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности. В противном случае в отрасли может произойти существенное снижение объемов производства.

В условиях санкций рассчитывать на западный капитал особо не приходится. Однако это не критично, поскольку основным инвестором иранского ТЭК становится Китай. Китайские инвестиции в разработку иранских нефтяных и газовых месторождений "Ядаваран", "Северный Аздеган" и "Южный Парс" составляют около $9 миллиардов. Немалые средства направляются в развитие нефте- и газотранспортной инфраструктуры. А поскольку потребности китайской экономики в углеводородах продолжают расти, можно ожидать новых капиталовложений в иранский ТЭК.

Компании из КНР участвуют также в реконструкции нескольких иранских НПЗ (в Тегеране, Исфагане и Тебризе), помогая решению бензиновой проблемы. Китайские нефтетрейдеры занимают места уходящих с иранского рынка западных компаний. При этом Пекин остается наиболее упорным противником новых санкций против Тегерана: до сих пор, несмотря на давление Запада, он блокирует обсуждение этой темы в Совбезе ООН. Правда, по последней информации, Пекин все-таки поддался уговорам, согласившись на обсуждение санкций. Впрочем, даже если обсуждение этого вопроса начнется, еще не известно, когда и чем оно закончится и появятся ли новые санкции вообще.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей