ФОТО: AP |
Сейчас туристические компании больше всего озабочены проблемой возвращения на родину застрявших за границей россиян, число которых даже приблизительно оценить сложно. Российский союз туриндустрии пытается получить хотя бы экспертную оценку, обзванивая туроператоров с вопросом, сколько клиентов оказалось в "западне". Но охватить всех все равно невозможно. "Люди разбросаны по разным городам, по разным странам. Мне, например, звонят из посольств и спрашивают, сколько человек застряло в их стране, – рассказала пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина. – Мы ведем координационную деятельность, пытаемся выяснить, где какие туристы сидят, кого можно автобусами вывезти туристическими".
Одни путешественники терпеливо ожидают возобновления рейсов, другие пытаются добраться до дома "на перекладных" – на поездах, на автобусах, на арендованных автомобилях доезжают до российской границы или до ближайшего открытого аэропорта. По-разному складывается ситуация у тех, кто предпочел остаться в стране пребывания: одни размещены в гостинце за счет оператора, другие – за счет авиакомпании, третьи – за свой собственный. "Туроператоры не обязаны оплачивать ни перелеты, ни какие-либо другие варианты передвижения туристам, потому что это форс-мажор, – напоминает Ирина Тюрина. – Все, что делают операторы для туристов, – это просто добрая воля, потому что они хотят, чтобы клиенты к ним пришли еще раз".
Дальнейшие перспективы туристического рынка теряются в облаках вулканического пепла: все в прямом смысле будет зависеть от того, куда ветер подует. "Если извержение будет продолжаться, то все зависит от авиакомпаний, точнее, от их способности решить глобально проблемы с авиаперевозками. Если проблема будет решена, спрос на летние туры заметно вырастет в сравнении с 2009 годом. Если проблема не будет решена, многие туристы будут выбирать другие направления туризма, куда можно будет улететь на самолете", – предполагает Карен Гончаров.
Впрочем, таких альтернативных направлений может оказаться не так уж много. Например, в воскресенье была закрыта Анталья. Кроме того, проблема заключается не только в доступности воздушных гаваней, но и в наличии у перевозчиков свободных бортов. Что толку, например, Air Malta в том, что ее родной аэропорт готов принимать самолеты, если все ее восемь лайнеров застряли в других европейских странах? И именно по этой причине несколько сотен россиян не могут вылететь из весьма далекого от Европы аэропорта Пекина – отменены рейсы китайской авиакомпании Air China.
"Если вулкан будет извергаться год и ситуация будет такая же, как сейчас, конечно, туристический поток упадет на 40% – 60%. Но я не думаю, что так будет, какой-то выход все равно будет найден", – прогнозирует Татьяна Ванд. Тем не менее природный катаклизм грозит испортить год, который для турбизнеса начинался весьма неплохо. "Начало года было очень обещающим, – говорит Ирина Тюрина. – По некоторым направлениям даже превышены объемы 2008 года, который был очень удачным для турбизнеса. А вот эта ситуация, конечно, меняет рынок. Если восстановится авиаперевозка, есть надежда, что и туристический спрос снова наладится. Но, с другой стороны, специалисты говорят, что после извержения вулкана может быть холодное лето".
Не стоит ожидать ощутимого всплеска интереса к автобусным и железнодорожным турам, полагают эксперты: туристы, привыкшие летать, вряд ли захотят пересесть на поезда или автобусы. Скорее, они просто отложат запланированные поездки.
Сейчас в невыгодной ситуации оказались граждане, которые оплатили туры на майские праздники. Традиционно основные бронирования на этот период делаются с середины марта по середину апреля, то есть почти все, кто хотел, путевки уже приобрели. Но пока рассчитывать на возмещение стоимости поездки в случае отказа они не могут, ведь об отмене майских рейсов еще никто не заявлял. А в сложившихся условиях ни авиакомпании, ни, тем более, гостиницы просто так возвращать полученные деньги не станут. Так что остается лишь ждать и надеяться на милость природы.