ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Согласно опросу, проведенному среди своих клиентов чешской финансовой группой Citfin, представители бизнеса меняют взгляды на вступление своей страны в зону евро. Только седьмая часть из 250 опрошенных Citfin руководителей предприятий по-прежнему выступает за скорейшее введение в Чехии единой европейской валюты. И это при том, что до начала экономического кризиса большинство чешских фирм, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, требовали скорейшего перехода страны на евро. Представители бизнеса опасаются возникновения в своей стране проблем, схожих с теми, что постигли Грецию, Испанию и Португалию.
Напомним, значительное превышение допустимого уровня бюджетного дефицита и высокий объем внешнего долга поставили эти страны на грань дефолта. При этом членство в зоне евро не позволяет им решить возникшие экономические проблемы радикальным, но единственно возможным способом - через девальвацию собственной валюты.
Важно отметить, что на сегодняшний день дефицит бюджета Чехии составляет около 6% ВВП, при том что, согласно европейским требованиям, для вступления в еврозону этот показатель не должен превышать 3%. Это несоответствие блекнет на фоне все той же Греции, где размер дефицита составляет, по разным данным, от 12% до 15%.
Еще совсем недавно членство в еврозоне рассматривалось как залог экономической стабильности и гарантия того, что любые экономические проблемы страны будут решены за счет помощи со стороны коллег. Однако последствия нынешнего кризиса оказались настолько непредсказуемыми, что вера во всесилие ЕС уже не столь сильна, как раньше.
Пример Греции показывает, что, несмотря на желание властей выполнить все условия "спасателей", заключающиеся в жестком контроле над дефицитами и непопулярных социальных реформах, население не намерено затягивать пояса. Уже сейчас очевидно, что если социальные волнения в Греции продолжатся и далее, то правительство страны вряд ли будет в состоянии придерживаться принятых ограничений. В противном случае к экономическому кризису может добавиться и кризис социально-политический.
Нарастающие опасения потенциальных стран-членов зоны евро еще больше раскачивают и без того непростую ситуацию. Большую неразбериху вносят слухи и предположения о том, что главные доноры еврозоны - Германия и Франция могут сами поспешить покинуть валютный союз, дабы не финансировать спасение оказавшейся в тяжелом положении Греции. Некоторое время назад канцлер ФРГ Ангела Меркель попыталась опровергнуть подобные домыслы. "Если рухнет евро, рухнет Европа", - цитирует немецкого канцлера газета Frankfurter Allgemeine.
И все же преждевременно ставить вопрос о том, что Европа рухнет без евро, равно как и о том, что еврозоне приходит конец. Без всякого сомнения, 750-миллиардный фонд, мобилизованный для помощи Греции и другим южноевропейским неудачникам, ляжет тяжким бременем на плечи доноров проекта и, прежде всего, на Германию и Францию. Однако не стоит забывать о том, что обозначившееся ослабление евро (которое, по всей видимости, продлится и дальше) стало долгожданным спасением для немецких и французских экспортеров.
Напомним, некоторое время назад Германии пришлось уступить Китаю пальму первенства в мировом экспорте. Не последней причиной тому послужил высокий курс евро. Сегодня ситуация коренным образом изменилась. Евро падает на фоне постепенного восстановления покупательной способности в США и неплохой экономической ситуации в Китае. Все это открывает перспективы перед экспортерами из относительно благополучных стран Европы. Еще более заманчивыми они кажутся на фоне прогнозов, что ослабление евро может оказаться затяжным.
Поэтому для Германии и Франции происходящее может стать утешительным, а возможно, даже и вполне настоящим призом за понесенные затраты. А значит, ни у той, ни у другой страны не должно появляться желания выйти из зоны евро, дестабилизировав весь регион. Напротив, им придется приложить все силы для ее сохранения, что, собственно, сегодня и можно наблюдать.
Впрочем, все это уже вряд ли поможет вернуть еврозоне былой имидж элитного клуба. Те, кто еще совсем недавно изо всех сил стремился избавиться от национальных валют в пользу евро, сегодня вынуждены будут задуматься над этим шагом. Евро определенно становится валютой не для слабых.