Путин ударил гневом по бездорожью

Читать в полной версии →
Премьер отреагировал на требование президента взяться за дорожное строительство. Возможно, регионам вернут дорожные фонды, хотя механизм их наполнения пока остается под вопросом


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Премьер-министр России Владимир Путин удостоил в среду вниманием вторую из двух главных бед страны. Выступая на совещании, посвященном вопросам финансирования строительства, ремонта и содержания автомобильных дорог, он резко раскритиковал сложившуюся в отрасли ситуацию.

В первую очередь, недовольство премьера вызвали "явно раздутые" сметы дорожного строительства, при том что дорог в России по-прежнему строится крайне мало и невысокого качества. По его мнению, проблема экономической обоснованности и качества дорожного строительства не решена до сих пор, а срок службы уже построенных дорог "не выдерживает никакой критики".

Говоря о качестве строительства, Путин в очередной раз напомнил о постоянно поднимаемом вопросе введения договоров полного цикла на строительство и обслуживание дорог. В соответствии с такими договорами, подрядчик должен обеспечивать не только строительство, но и ремонт и эксплуатацию дорог. Теоретически подобная форма соглашения должна повысить заинтересованность подрядчика в качественном строительстве, так как исправлять все огрехи и недоделки ему придется за свой счет. В настоящий момент многие дорожно-строительные компании не имеют заинтересованности в долговечности построенных или отремонтированных ими дорог. Напротив, зачастую низкое качество проведенных работ становится залогом скорого получения подряда на новый ремонт, с выделением дополнительного финансирования.

Введение договоров полного цикла способно повысить ответственность дорожников и сократить количество злоупотреблений. Однако до последнего времени введение новой практики шло ни шатко ни валко. По словам Путина, соответствующие изменения пока не внесены в законодательство.

Особое внимание в выступлении премьера было уделено схемам финансирования дорожного строительства. "Отсутствует механизм, который гарантировал бы стабильность и предсказуемость финансирования строительства дорог. Очевидно, что успешная реализация таких затратных капиталоемких проектов невозможна, если объем выделяемых ресурсов может в любой момент измениться", – заявил Путин, добавив, что у Минтранса есть ряд предложений на этот счет и правительство готово к их обсуждению.

Резкое и эмоциональное выступление премьера на совещании стало, по сути, последним аккордом в деле исполнения им поручения, данного в апреле президентом Дмитрием Медведевым. Примечательно, что выступление Путина повторяет президентское задание практически по пунктам.

Напомним, по итогам состоявшегося 5 апреля совещания президент потребовал от правительства обеспечить обновление норм и правил, применяемых при проектировании и строительстве объектов транспортной инфраструктуры, а также совершенствование системы ценообразования в данной сфере. Переход на новые нормы и правила должен быть осуществлен с 1 января 2011 года.

Одним из требований президента было внесение в Государственную думу до 1 сентября проекта федерального закона, регламентирующего заключение долгосрочных контрактов на проектирование, строительство и последующее содержание автомобильных дорог, то есть тех самых договоров полного цикла.

И главным было требование выработать позицию по вопросу создания федерального и региональных дорожных фондов с определением источников их формирования. По сути, тем самым глава государства потребовал возрождения дорожных фондов, упраздненных в начале 2000-х.

До 1 января 2003 г. территориальные дорожные фонды на 99% формировались за счет поступлений от налога на пользование автомобильными дорогами. Этот налог взимался со всех юридических лиц по ставке 1% с оборота. С начала 2003 г. он был отменен, и сегодня у субъектов федерации остается только два источника финансирования дорожного строительства: целевые налоги, в том числе транспортный, и акцизы на нефтепродукты. Транспортный налог собирается со всех автовладельцев в зависимости от мощности двигателя.

Регионы неоднократно обращались в правительство с просьбой вернуться к прежнему механизму финансирования дорожного строительства, однако правительство и Минфин до последнего времени принципиально выступали за отмену всех оборотных налогов.

Судя по итогам вчерашнего совещания, некое подобие дорожного фонда все-таки будет создано. Более того, субъектам федерации будет предоставлено право обзаведения собственными фондами. По итогам совещания Путин объявил, что правительство приняло решение о создании бюджетного фонда (формируемого по типу инвестфонда) по строительству и ремонту дорог. В нем будут аккумулироваться минимальные средства для строительства и поддержания в нормальном состоянии дорожной сети страны. Такое же право будет предоставлено и субъектам Российской Федерации.

Надо сказать, из предложения премьера не следует, что дорожные фонды будут возвращены в прежнем виде. Порядок их формирования до конца не ясен, хотя возвращения оборотного транспортного налога ждать вряд ли стоит.

Но в любом случае образование федеральных и региональных дорожных фондов будет иметь положительный эффект, так как позволит создать целевые источники дорожного строительства. Хорошим дополнением к этим мерам может стать изменение порядка сбора транспортного налога посредством включения его в стоимость топлива. Ранее правительство высказывалось против, однако вчера данный законопроект вновь поступил на рассмотрение Госдумы. В случае его принятия величина поступившего налога будет находиться в прямой зависимости от интенсивности эксплуатации автомобилей, которая с каждым годом нарастает. Также новая схема позволит значительно упростить процесс администрирования и снизить коррупционную составляющую. Единственным ее минусом является удорожание топлива на 10% – 20%.

Наталья ПРОХОРОВА |
Выбор читателей