"Бразильское чудо" поспорит с китайским

Читать в полной версии →
Учитывая политический прагматизм, а также потенциал и динамику экономики Бразилии, можно предположить, что именно эта страна будет в дальнейшем играть роль лидера на своем континенте и войдет в круг держав мирового уровня


ФОТО: AP



В последнее время Бразилия постоянно мелькает в передовицах мировых СМИ. То на ее шельфе находят крупные запасы нефти, то в ее столице проводится саммит БРИК. Бразильский президент Лула да Силва во время недавнего турне по Евразии наметил грандиозные перспективы сотрудничества с Россией и помог Турции заключить ядерную сделку с Ираном. Пора привыкать к подобным новостям, ведь Бразилия становится "тяжеловесом" мировой политики и экономики.

Экономическое и международное восхождение Бразилии началось не с нефти. Как и в России, вначале была приватизация. В конце XX в. государство передало в частные руки все низкоэффективные госпредприятия. Однако, в отличие от нашей "прихватизации", бразильское разгосударствление экономики принесло казне колоссальные средства: только за телефонную компанию Telebras было выручено $19 млрд (третья по величине подобная сделка в мировой истории). В результате в 1997 – 2000 гг. Бразилия заняла первое место в мире по сумме доходов, полученных от приватизации. А затем осуществила несбыточную мечту российского руководства – модернизацию и диверсификацию экономики.

Правительство Бразилии четко определило приоритеты экономического развития: производство инвестиционных товаров, полупроводников и программного обеспечения, а также медикаментов. Государство всемерно стимулировало развитие этих сфер производства, уделяя особое внимание внедрению передовых технологий. В принципе, на словах – все как у нас, но вот на деле получилось совсем по-другому...

К концу первого десятилетия XXI в. в Бразилии ощутимо возросла роль ряда передовых отраслей обрабатывающей промышленности, за счет местного производства теперь обеспечивается 90% внутреннего спроса на промышленные товары, в том числе более 80% – на машины и оборудование. Из высокотехнологичных отраслей стремительно выросло авиастроение. Компания Embraer стала третьим в мире производителем авиатехники, уступая лишь концернам Boeing и Airbus.

Но надо отметить, что промышленность развивалась отнюдь не в ущерб традиционно сильному сельскому хозяйству Бразилии. Более того, именно АПК получал обильную господдержку, превратившись в высокоразвитую и диверсифицированную отрасль экономики. Сегодня страна на 92% покрывает свои продовольственные потребности за счет внутреннего производства и является одним из ведущих экспортеров продовольствия.

Развивая промышленность и сельское хозяйство, Бразилии удалось существенно сгладить остроту социальных противоречий. В результате грамотной социально-экономической политики доля бедных за время правления да Силвы уменьшилась в процентном отношении почти вдвое, несмотря на то что за это время произошел значительный рост населения. Кроме того, заметно расширились внешнеэкономические связи Бразилии.

Бурное развитие нефтяной отрасли началось совсем недавно, когда вполне диверсифицированная бразильская экономика уже не подвергалась риску подсесть на нефтяную иглу. Лишь в последние три года Бразилия обнаружила у себя столь значительные запасы углеводородов, что в ближайшие годы может стать крупным нетто-экспортером черного золота. Ее разведанные шельфовые месторождения содержат 50 – 70 млрд баррелей нефти.

Правда, в сфере ТЭК Бразилия стала проводить весьма самостоятельную политику. Ведущие мировые нефтяные гиганты, такие как Chevron, Total и BP, готовившиеся осваивать ее богатства, получили от ворот поворот. Был принят закон, согласно которому бразильская Petrobras стала оператором всех шельфовых месторождений с правом принятия принципиальных решений. Частные компании фактически лишись возможности влиять на менеджмент таких проектов.

Подобная самостоятельность проявилась, конечно, не на пустом месте. В середине апреля Бразилия заключила с Китаем крупное кредитное соглашение. Государственный Китайский банк развития предоставил ей $10 млрд – треть от общего объема средств, привлеченных Petrobras в прошлом году, – и предусмотрел возможность погашения кредита поставками нефти. Причем, в отличие от западных компаний, стремящихся непременно получить крупную долю в разрабатываемых месторождениях, китайская сторона не выдвигала дополнительных обременительных условий. В целом, как отмечает журнал Foreign Policy, это было не столько коммерческой сделкой, сколько способом укрепить политический альянс между "развивающимися странами, проводящими политику экономического развития под руководством государства". Так что не удивительно, если Бразилиа и Пекин отныне будут выступать дуэтом на международной арене.

Другим важным партнером восходящей латиноамериканской сверхдержавы становится Россия. В ходе состоявшегося недавно визита да Силвы в Москву он и его российский коллега подписали дорожную карту по развитию отношений двух стран на ближайшие годы. Сотрудничество предполагается развивать в сфере высоких технологий и наукоемких производств, авиационных и космических проектах, атомной энергетики и связи. Россия поставит Бразилии оборудование для четырех строящихся ГЭС, подключит ее к системе ГЛОНАСС. Будет развиваться военно-техническое сотрудничество. Заключены соглашения о сотрудничестве между "Газпромом", "Стройтрансгазом" и Petrobras, и вскоре "Газпром" откроет в Бразилии региональное представительство. Кроме того, будет создана двусторонняя рабочая группа, которая станет заниматься внедрением расчетов в национальной валюте.

Россия и Бразилия активно сотрудничают на международной арене, в ООН, в рамках "двадцатки" и, конечно, в рамках БРИК. Впрочем, в международных делах Бразилия играет все более заметную роль и без помощи Китая и России. Лула да Силва умудряется дружить со всеми – и с США, и с Ираном, и с антиглобалистами. Бразилия сплачивает Латинскую Америку на гораздо более конструктивной основе, нежели венесуэльский президент Уго Чавес, который во главу угла поставил антиамериканизм. Учитывая политический прагматизм, а также потенциал и динамику экономики Бразилии, можно предположить, что именно эта страна будет в дальнейшем играть роль лидера на своем континенте. Более того, очень скоро она войдет в круг держав мирового уровня наравне с Германией, Японией и Индией.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей