"В общих чертах здесь полный каюк"

Читать в полной версии →
Польша опубликовала в Интернете записи переговоров пилотов разбившегося самолета Качиньского. Копии этих материалов были накануне переданы Варшаве российской стороной. Оригиналы останутся в Москве до завершения расследования


ФОТО: Вести.Ru



Польша опубликовала стенограммы записей черных ящиков разбившегося под Смоленском самолета Леха Качиньского. Переговоры пилотов президентского лайнера перед их трагической гибелью доступны на сайте МВД Польши на польском, русском и английском языках. Общий объем выложенных документов – 41 страница.

Копии записей Польше передала Россия в торжественной обстановке. Оригиналы пока остаются в Москве. "Я не исключаю, что по завершении расследования, после вынесения судебных решений, если таковые будут, будет осуществлена передача Варшаве оригиналов", – сказал вице-премьер Сергей Иванов, присутствовавший на церемонии передачи.

Поляки не сознавали опасности до последней минуты

Запись начинается в 10:02 мск и заканчивается в 10:41, когда самолет столкнулся с землей. Весь текст полностью дублирован на польском и русском языках, так что иногда сложно сказать, когда экипаж переговаривался с диспетчерами по-русски, а когда по-польски. Есть также фрагменты на английском.

Судя по всему, поляки владели русским неплохо. Так, один из них объяснял другим, как правильно говорить "до свидания". По-польски это звучит как "доброе ранецо", что любой русский примет, скорее всего, за приветствие. Диспетчеры так на него и отреагировали, чем сильно повеселили своих собеседников.

У пилотов не было никакого ощущения приближающейся катастрофы. Они непринужденно общались, обсуждали некоего своего знакомого летчика, который, видимо, собирался завершать карьеру. Около 10:11 началась подготовка к заходу на посадку. "Нет, ну земля видна, что-то видно, может не будет ничего страшного", – сказал второй пилот. Точнее, по-польски это звучит как "может не будет трагедии".

Во время снижения команда лайнера переговаривалась с другим польским экипажем, который приземлился в Смоленске до них. Пилот этого польского Як-40 представился как "Рафал" и предупредил, что на аэродром лучше не садиться.

"Мы приветствуем тебя сердечно. Ты знаешь, в общих чертах здесь полный каюк. Видно метров 400 приблизительно и по нашему вкусу высота нижней кромки облаков меньше 50 метров значительно", – на самом деле здесь вместо слова "каюк" польский летчик употребил другое слово, понятное русским без перевода.

Диспетчер аэродрома тоже предупредил, что условий для приема нет, но в ответ капитан Ту-154 сказал, что попробует сделать один подход. Второй пилот тут же спросил у своего польского коллеги, как им удалось зайти на посадку. Тот объяснил, что "в последний момент повезло". После оценки обстановки капитан президентского лайнера признал, что "в тех условиях, которые сейчас есть, мы не сможем сесть", но все же стоит сделать один заход на посадку, хотя "скорее всего, ничего из этого не получится".

В это время стенограмма фиксирует переговоры с неустановленными абонентами. Один из них в 10:30, после сообщения о плохих погодных условиях, говорит, что "пока нет решения президента, что дальше делать". Также польский экипаж интересовался, прилетела ли на аэродром российская делегация.

Поляки до самой последней минуты не сознавали, что им грозит, хотя в 10:40 автоматическая бортовая система TAWS предупредила пилотов о том, что земля уже близко. "PULL UP, PULL UP (набирайте высоту, набирайте высоту)", – постоянно звучало в кабине в последнюю минуту сообщение TAWS. В 10:41 самолет неожиданно задел за верхушки деревьев, и экипаж начал отчаянно ругаться по-польски. Последние секунды записи заканчиваются криком и матом.

Работа над расшифровкой записи и ее анализом еще будет продолжаться. В настоящее время ее значительная часть остается неразборчивой из-за сильных посторонних шумов. Полностью аудиозаписи переговоров будут обнародованы через несколько недель после санкции премьер-министра страны.

Стенограмма положила конец слухам

Опубликованный документ был подготовлен Межгосударственным авиационным комитетом с российской стороны и польскими специалистами. Любопытно, что в примечании к нему говорится, что он не может быть опубликован "для целей, отличных от расследования и предотвращения авиационных происшествий и инцидентов". Польша, тем не менее, пошла на его публикацию.

"Учитывая то, как много инсинуаций и спекуляций возникло вокруг черных ящиков и обстоятельств произошедшего, стенограммы будут обнародованы после того, как с ними ознакомится Совет национальной безопасности", – объяснил позицию Варшавы пресс-секретарь правительства Польши Павел Грась.

В числе этих "инсинуаций" самой популярной была версия о том, что на пилотов оказывали давление высокопоставленные пассажиры лайнера. Качиньский действительно очень хотел присутствовать на церемонии в Смоленске, и он был известен и раньше бесцеремонным обращением со своими пилотами. Поэтому возможно, что экипаж пошел на неоправданный риск по этой причине.

Вместе с тем, расследование эту гипотезу не подтвердило. В то же время выяснилось, и стенограмма это подтверждает, что в кабине помимо пилотов находились посторонние лица. Одним из них был командующий ВВС Польши, личность другого пока не установлена. По имеющимся данным, они не вмешивались в управление самолетом.

"В стенограмме нет сюрпризов, экипаж заходил на посадку, все говорит о том, что самолет был исправен, правильно работали система раннего предупреждения приближения к земле TAWS и высотомер", – так прокомментировали публикацию в Национальном авиационном совете Польши.

К трагедии привели ошибки экипажа

Предварительные результаты расследования катастрофы под Смоленском обнародовала польская комиссия 26 мая. К трагедии привел ряд ошибок экипажа. По словам главы комиссии Эдмунда Клиха, пилоты проигнорировали все предупреждения автоматики лайнера и пошли на неоправданный риск, пытаясь любой ценой посадить самолет.

По словам главы СКП РФ Александра Бастрыкина, первая стадия расследования уже завершена, но оно еще не закончено. На данный момент установлено, что на борту не было никаких взрывов и пожара до крушения. Вместе с тем, экспертиза техисправности президентского Ту-154 еще не завершена полностью.

Напомним, Ту-154 польского президента Леха Качиньского разбился под Смоленском 10 апреля. Качиньский спешил на церемонию памяти погибших в Катыни польских граждан. В условиях плохой видимости из-за тумана лайнер зацепился за верхушки деревьев, упал на землю и сгорел. Никто из находившихся на борту 96 человек не выжил.

Полную версию стенограммы на русском и польском языках можно прочитать здесь.

Сергей НИКОЛАЕВ |
Выбор читателей