Фото с сайта mockpaperscissors.com |
Помочь Денису с продажей может Максим. Он юрист, раньше работал в одной из крупных строительных фирм, а теперь тоже на вольных хлебах. Подрабатывает консультациями, большую часть клиентов находит в Интернете, через собственный сайт. Раньше Максим снимал квартиру. Теперь живет на даче ("так ребенку здоровее"), а в Москву приезжает для встреч с клиентами и походов по присутственным местам.
Интернет и сотовая связь сделали мир глобальным. Кризис научил людей пользоваться глобализацией. Оставшись без работы, многие выяснили, что зарабатывать деньги можно не только в офисе.
"На поездки до работы и обратно я трачу от двух тысяч рублей в месяц, если езжу на метро, и от четырех тысяч – когда езжу на машине. Обеды обходятся еще в шесть тысяч рублей. Пятничные посиделки с сослуживцами в кафе, дни рождения, маникюр-стрижка-одежка-обувка... В общем, я подсчитала – вышло, что за удовольствие работать с 10 до 19 часов я плачу не менее 20 тысяч ежемесячно", – говорит Екатерина. Работая в крупной западной корпорации, до кризиса она получала зарплату, при которой про 20 – 30 тысяч рублей можно было забыть. Но в кризис зарплата снизилась до 55 тысяч рублей, и эти деньги стали существенной ее долей. Недавно Екатерина тоже ушла на вольные хлеба: теперь она отвечает за контент нескольких сайтов. "По деньгам выходит так на так, но теперь я не давлюсь в толпе или в пробках, не сижу на идиотских "митингах" и не пишу начальству каждый вечер сочинение под названием "мои достижения за день", – искренне радуется Катя.
Программисты, дизайнеры, журналисты, рекламщики, юристы – список профессий, не требующих присутствия на рабочем месте, пополняется стремительно. Наиболее сообразительные работодатели сумели этим воспользоваться, устроив распределенный офис или установив для работников свободный график: так удается и на зарплате сэкономить, и на аренде офиса. Но получить дивиденды удается не всегда и не всем: многие специалисты, оказавшись на свободе, поняли, что для заработка им совершенно не требуется начальство, и стали малыми предпринимателями.
Недавно Высшая школа экономики провела опрос предпринимателей: 18% из них выразили озабоченность дефицитом профессиональных кадров. Вскоре этот дефицит станет еще более явным: экономика снова растет, специалистов требуется больше. И, при том что их число ограничено, имеющиеся все с меньшей охотой идут в "офисное рабство". Работники хедхантинговых агентств и кадровики подтверждают: многие из сокращенных в кризис профессионалов сегодня отказываются от соблазнительных предложений ради работы со свободным графиком. "Раньше они шли в офис ради карьеры. Но кризис показал эфемерность карьерной гонки, и теперь их мотивация изменилась: бывшие карьеристы либо выстраивают свое дело, либо просто зарабатывают на непритязательную жизнь", – рассказывает руководитель кадрового агентства Александр. По его мнению, эта тенденция чревата скорым ростом зарплат у оставшихся на рабочих местах профессионалов. Впрочем, не исключено, что наиболее дальновидные работодатели всерьез озаботятся обучением и выращиванием новых кадров. "Хотя большая часть нашего бизнеса не заглядывает на перспективу дальше двух – трех лет", – вздыхает кадровик. Сам он сумел извлечь из ситуации выгоду: его агентство предлагает бизнесменам сформировать рабочие группы для выполнения тех или иных задач. Формирует он их из тех самых "домработников". Говорит, бизнес идет.
Идет бизнес и у тех офисных центров, которые стали оказывать услуги "виртуального офиса". В этом случае у компании есть общий телефон, звонки с которого перенаправляются секретарем на телефоны сотрудников, факс, есть официальный адрес и могут быть даже оборудованные рабочие места, куда сотрудники приходят в оговоренные часы. "Вначале мы рассчитывали на представителей иностранных фирм, стартующих на российском рынке, им ведь не нужно целый день сидеть в офисе, – рассказывает сотрудница международной сети офисных центров. – Но в кризис на "виртуал" ушли многие наши арендаторы, а теперь приходят компании, которые изначально нацелены на распределенную работу".
Однако у подобной организации бизнеса есть и свои недостатки. "Мы пробовали пользоваться услугами программистов из Украины и Белоруссии, для работников московского офиса устраивали свободный график с обязательными четырьмя часами "общего сбора", но из этого ничего путного не вышло, – признается руководитель IT-компании Василий. – Сотрудники московского офиса в результате работали ровно эти четыре часа, программисты из других стран не всегда понимали, что именно от них ждут". Теперь его компания работает по старинке, с 10 до 19 часов, а опаздывающих штрафуют.
При работе вне офиса проблема самодисциплины и мотивации выходят на первый план. Многие работники с удовольствием ругают в курилке начальство, но едва оказываются предоставлены сами себе, как выясняется, что без начальственного присмотра эффективно работать они не могут. "Свою готовность к работе на дому вы можете проверить по тому, как проводите выходные, – говорит Александр. – Если вы встаете не более, чем на час позже обычного, и делаете все, что наметили, без аврала и жалоб, то такая работа для вас. Если же, провалявшись на диване почти два дня, вы пытаетесь воскресным вечером переделать все необходимое или придумываете причину для откладывания дел на следующую неделю, лучше вам из офиса не уходить".