ФОТО: AP |
Политическую элиту страны продолжает лихорадить. На днях стало известно, что Демократическая партия Японии, менее года назад свергнувшая с политического олимпа засидевшуюся там Либерально-демократическую партию, проиграла выборы в верхнюю палату парламента. Конечно, от этого она не перестала быть правящей (в коалиции с Новой народной партией), но проводить свою политику отныне ей станет труднее. Наото Кан, назначенный премьер-министром менее двух месяцев назад, принес свои извинения партии и заявил, что основной причиной поражения стало его предложение увеличить налог с продаж на 5%. Он признал, что не смог доходчиво объяснить необходимость этой непопулярной меры и в результате потерял взаимопонимание с избирателями.
Что тут скажешь? Японии в последнее время катастрофически не везет с руководителями. Предшествующий премьер Юкио Хатояма, с которым связывали большие надежды, их не оправдал. Он не утруждал себя разработкой экономических стратегий, а сосредоточился на выполнении предвыборных обещаний (в том числе, льготном кредитовании сельского хозяйства и домовладений). В результате в 2010 г. в Японии был принят госбюджет с рекордной расходной частью, которая превышает $1 трлн, причем половина этой суммы (это тоже рекорд) должна быть покрыта за счет выпуска государственных облигаций. Не смог Хатояма выполнить и другое обещание – добиться передислокации американской военной базы с острова Окинава.
Наото Кан, бывший ранее министром финансов, конечно, сразу же сосредоточился на своей сфере. Он констатировал, что Япония находится на грани финансового коллапса из-за непомерного долга и порочной бюджетной политики, основанной на заимствовании. Новый премьер поставил перед правительством двуединую задачу – стимулировать экономический рост и при этом оздоровить бюджет. И хотя эта стратегия получила одобрение на саммите "двадцатки" в Торонто (где как раз договорились обуздать бюджетные дефициты и долги), но конкретики в ней пока маловато. Да и что может придумать правительство для стимулирования экономики, если бюджетные средства исчерпаны, причем два раза? Кан стремится активизировать кредитную политику Банка Японии. А еще он хочет пересмотреть налоговую политику. "Мы неизбежно должны провести полноценную реформу нашей налоговой системы", - заявляет премьер-министр. И предлагает двукратное увеличение налога с продаж.
Чем это предложение обернулось для его партии, мы уже знаем. А что будет с экономикой, балансирующей на грани дефляции? Повышение этого налога отнюдь не стимулирует потребительский спрос, а наоборот, придушит его. Затем и робкие ростки экономического восстановления зачахнут. А ведь этот год начался для Японии весьма обнадеживающе. По темпам роста ВВП в первом квартале (1,2% по сравнению с предыдущим кварталом и 4,9% в годовом исчислении) Япония обогнала и ЕС, и США. Теперь ситуация меняется к худшему: недавно МВФ пересмотрел свой прогноз роста японской экономики в сторону понижения.
Остается только удивляться терпеливости японцев и тому, насколько они доверяют своему государству. Ведь более 90% выпущенных Токио гособлигаций находятся в руках жителей страны и национальных инвестиционных фондов. Они – держатели надежные и не склонные к панике. Возможно, именно это обстоятельство стало причиной того, что государство японское за последние десятилетия так расслабилось в финансовом плане: не хватает денег в бюджете – займем у населения и бизнеса! Причем под смехотворный процент: выплаты по японским гособлигациям едва превышают 1%. Такое не снилось не только Греции, но даже Германии. Одним словом, долговой кризис, подобный греческому, в Японии представить почти невозможно. И все же, и все же... Долг, эквивалентный всей продукции, произведенной второй по величине экономикой мира за два года – это колоссальная бомба замедленного действия, заложенная под всей мировой экономикой. Если самурайское терпение частных кредиторов в Японии иссякнет, может случиться настоящий долговой коллапс.
Впрочем, еще есть время и возможности спокойно разрулить эту проблему. Однако, по мнению многих экспертов, Японии больше всего не хватает мудро руководящего и твердо направляющего правительства. Похоже, и нынешнее таковым не станет.