Засуха губит экономику

Читать в полной версии →
Из-за жары автозаводы останавливают конвейеры, а Минсельхоз продолжает понижать прогноз на урожай. И хотя министерство по-прежнему не желает расставаться с мечтой об экспорте, сохранить его на прежнем уровне вряд ли удастся


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Российскому автопрому, похоже, надолго запомнится жаркое лето 2010 года. Вчера в разгар рабочего дня был остановлен главный конвейер завода Volkswagen в Калуге, где производятся модели VW Tiguan, Skoda Octavia и Fabia. Причина – пожары, опоясавшие центральную область России. "Работа конвейера была приостановлена в связи с задымленностью в цехах предприятия. В соседних регионах - Рязани и Туле - бушуют пожары, а сильный юго-восточный ветер несет дым в Калугу. Несколько сотрудников жаловались на першение в горле и обращались за медицинской помощью в медпункт", - пояснили ситуацию в пресс-службе компании. Весь персонал предприятия был отпущен по домам до следующего дня. Решение о возможной приостановке работы конвейера на более продолжительное время будет принято сегодня.

Напомним, это не первый автопроизводитель, прекративший работу из-за погодных условий. Так, со 2 по 8 августа отдыхает конвейер ОАО "АвтоВАЗ" в связи с ожидаемой аномально высокой температурой воздуха в Тольятти. Еще раньше на подобный шаг пошел "ГАЗ", отправивший сразу всех сотрудников в двухнедельный корпоративный отпуск с 26 июля. Решение распустить персонал на каникулы руководство предприятия приняло после того, как в регионе было объявлено предупреждение о возможности чрезвычайных ситуаций из-за 40-градусной жары. Также со 2 по 27 августа остановлено производство на КАМАЗе. Правда, в данном случае жара не виновата: такой отпуск был запланирован еще год назад для ремонта и модернизации оборудования, которое обычно работает в круглосуточном режиме. Также формально не увязывают перерыв с жарой петербургские заводы Toyota и General Motors, сотрудники которых будут находиться в коллективном отпуске со 2 по 15 августа.

Остановка производств уже вызвала рост цен на наиболее популярные автомобили: в частности, в некоторых салонах Тольятти подорожали ключевые модели Lada. Дилеры опасаются, что завод продлит каникулы, если жара не отступит, а прогнозы синоптиков на этот счет пока неутешительны. Между тем, продукция "АвтоВАЗа" и без того сейчас в дефиците из-за повышенного спроса на нее в рамках программы утилизации. Кстати, длительный простой производств скорее всего отодвинет и сроки реализации самой программы. Хотя тот же "АвтоВАЗ" пока не пересматривал производственного плана на август – 55,4 тыс. автомобилей.

Впрочем, перебои в работе автопрома – пустяк по сравнению с трудностями, которые испытывает сейчас агропромышленный комплекс. Засуха уже погубила пятую часть посевов, уборочная работа в самом разгаре (по данным Минсельхоза, на 4 августа в России убрано менее половины посевных площадей – 37%), а пожары тем временем продолжают резвиться, в том числе, и на полях. При этом средняя урожайность значительно хуже прошлогодней – 2,2 т с гектара против 2,8 т с гектара. Во вторник Минсельхоз в очередной раз снизил прогноз урожая зерновых до 70-75 млн т (в начале лета прогнозировалось 90 млн т, месяц назад – 85 млн тонн). В Российском зерновом союзе (РЗС) уже ожидают, что урожай может не превысить и 72 млн тонн. А независимые эксперты называют еще более скромные цифры – 65-70 млн тонн.

Вместе с тем, министерство по-прежнему не желает расставаться с мечтой об экспорте, более того, рассчитывает сохранить его на уровне порядка 20 млн т в год, поэтому пока не планирует вводить никаких ограничений на вывоз зерна из России. Как пояснил позицию правительства замминистра сельского хозяйства Александр Беляев, внешние рынки очень легко потерять, но крайне сложно снова завоевать. Так что власти какое-то время еще попытаются "балансировать на весах, максимально сохранив рынок и, естественно, на 100% обеспечить себя продовольствием и семенами, и кормами". Впрочем, вряд ли им это удастся.

По оценкам Минсельхоза, внутреннее потребление зерна в стране составит 65 млн тонн. Таким образом, если оправдаются худшие опасения экспертов, нынешнего урожая хватит ровно на то, чтобы покрыть внутренние потребности. Отправлять же на экспорт почти все запасы, накопленные в предыдущие годы (24 млн т), по меньшей мере, неразумно. Да и по нормам Продовольственной организации ООН – ФАУ они должны составлять не менее 17% внутреннего потребления, а это порядка половины накопленного зерна.

Так что сокращение физических объемов экспорта неизбежно. Согласно обнародованным в среду на конференции "Зерновая Сибирь" экспертным оценкам, в этом году удастся отправить за границу около 13-15 млн т зерна. Прогноз Российского зернового союза – 11-14 млн тонн. Однако с учетом роста цен на мировом рынке в стоимостном выражении экспорт вполне может сравняться с прошлогодними показателями. Правда, это, в свою очередь, отразится и на внутренних ценах. Эксперты уже предсказывают, что засуха добавит 1-2% к итоговой инфляции.

Мария ТРИФОНОВА |
Выбор читателей