Россия может остаться без хлеба

Читать в полной версии →
Решение Путина запретить экспорт зерна может свидетельствовать лишь о том, что ситуация со сбором урожая и зерновыми запасами значительно хуже, чем принято считать


ФОТО: AP



Как заявил в четверг на заседании президиума правительства премьер-министр РФ Владимир Путин, правительством принято решение о введении временного запрета на экспорт зерна и производимых из него товаров в связи с засухой. Запрет вводится с 15 августа и будет действовать до конца декабря 2010 года. По словам премьера, у России достаточно резервов, но необходимо "не допустить роста внутренних цен на продовольствие, сохранить поголовье скота, сформировать резервы будущего года". "Мы должны действовать аккуратно. Этот запрет будет носить временный характер", - подчеркнул Путин. Также правительство поручило Минэкономразвития внести на рассмотрение комиссии Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана предложение о принятии аналогичных мер в странах-участниках союза.

Помимо этого, Путин сообщил о том, что пострадавшим от засухи сельхозпроизводителям будет оказана финансовая помощь в объеме 35 млрд рублей. Из них 10 млрд руб. будут выделены в качестве прямой безвозмездной помощи, а еще 25 млрд руб. - в форме трехлетнего льготного бюджетного кредита. Более того, принято решение о распределении зерна из интервенционного фонда сельхозпроизводителям, пострадавшим от засухи, без аукционов. По словам Путина, распределение будет осуществляться по заявкам регионов. "Конечно, государство было бы заинтересовано в продаже зерна с аукциона", - отметил премьер, но ситуация, по его мнению, такова, что сейчас стоит думать не об увеличении выручки, а о поддержке пострадавших сельхозпроизводителей.

Решение правительства о столь продолжительном моратории на экспорт зерна стало неожиданностью для рынков и вызвало рост цен практически на всех основных зерноторговых площадках мира. Это не удивительно, ибо еще совсем недавно представители правительства и многие эксперты были уверены в отсутствии необходимости моратория. 3 августа, выступая в Новосибирске на III Международной конференции "Зерновая Сибирь", замглавы Минсельхоза Александр Беляев отметил, что Россия не планирует вводить ограничения на экспорт зерна из-за засухи. "Экспорт очень легко потерять, но очень тяжело завоевать. Будем стараться балансировать на весах, максимально сохранив рынок и, естественно, на 100% обеспечив себя продовольствием и семенами и кормами", - заявил замминистра. По словам Беляева, в 2010 году Минсельхоз планирует по экспорту зерна остаться "на уровне прошлых лет".

Так или иначе, но до вчерашнего заявления Путина чиновники Минсельхоза, похоже, продолжали делать серьезную ставку на экспорт. Это не удивительно, так как на фоне резкого роста цен доходы от продажи зерна за рубеж могли бы компенсировать издержки от засухи. Эксперты и зерновые трейдеры не исключали возможности введения краткосрочного моратория на экспорт (около месяца), подбадривая себя тем, что он приведет к еще большему росту цен и более высоким доходам.

Решение о введении моратория не на месяц-два, а до конца года ломает все имеющиеся предположения и ставит множество важных вопросов. По сути, своими действиями Владимир Путин перечеркивает все достижения российских зерновых трейдеров за последние несколько лет. С большим трудом завоеванная 13-процентная доля мирового зернового рынка в этом году Россией, скорее всего, будет потеряна. В положении "кинутых" оказываются и практически все российские партнеры, с которыми были заключены соглашения на поставку зерна (в первую очередь Египет). Что же могло подтолкнуть правительство на столь резкий и непопулярный шаг? Ведь еще совсем недавно чиновники утверждали, что российскому экспорту ничто не угрожает.

Первая и главная причина введения моратория лежит на поверхности. Ввиду тяжелой ситуации, сложившейся в российском сельском хозяйстве, государство вынуждено прибегнуть к зерновым интервенциям. Это нужно чтобы сбить цены, а заодно и обеспечить хозяйства посевным материалом. Закрытие экспорта на момент интервенций – вполне логичный шаг, препятствующий утеканию за рубеж реализуемого государством зерна. Однако интервенции определенно не будут производиться до декабря, то есть до конца действия моратория.

Некоторую настороженность вызывает и решение о распределении части зерна из интервенционного фонда между пострадавшими хозяйствами без аукционов. Очевидно, что подобный шаг чреват коррупцией, однако правительству не остается ничего иного как его предпринять. Это может свидетельствовать только о том, что положение дел в ряде хозяйств обстоит значительно хуже, чем об этом принято говорить открыто. Получение зерна от государства (по всей видимости, задаром) становится для них единственным способом обзавестись посевным материалом.

Также столь длительный запрет на экспорт может свидетельствовать о том, что реальная ситуация в зерновом комплексе и сельском хозяйстве обстоит значительно хуже, нежели говорится в официальных заявлениях. Это может касаться как положения дел со сбором урожая, так и достоверных данных об имеющихся запасах. Так, по словам президента Агропромышленного союза Ивана Оболенцева, его участники сомневается в реалистичности оценок запасов зерна в 21,5 млн тонн. По данным Оболенцева, ссылающегося на оперативную информацию из регионов, весь запас зерна в РФ ограничивается интервенционным фондом (около 9 млн т), тогда как остальные объемы требуют существенного пересмотра и подтверждения. Если это действительно так, то решение премьера о длительной приостановке экспорта кажется не то что своевременным, но и уже запоздавшим. Если реальные запасы зерна действительно окажутся ниже называемых сегодня цифр, а сбор урожая меньшим, чем ожидалось, сохранение экспорта повлечет за собой отток запасов на дорожающий внешний рынок и рост цен на внутреннем рынке.

Пережить это смогут отнюдь не все сельхозпроизводители. В первую очередь, это касается отечественного животноводства, судьба которого уже практически решена. Предоставленные государством или купленные на аукционах рожь и пшеница будут пущены на семена или проданы. Кормить скот резко подорожавшим зерном (а оно уже подорожало) становится экономически невыгодным. И это неизбежно ведет к сокращению поголовья. Главным макроэкономическим последствием происходящего станет рост инфляции, чего всем силами не желает допустить российский премьер.

Сам факт того, что правительство решилось пожертвовать экспортом ради ситуации внутри страны может свидетельствовать лишь о том, что последствия засухи или их ожидания оказались более серьезными, чем принято считать. Равно как и риски остаться в следующем году без хлеба. А возможно и без сельского хозяйства…

Максим ЛЕГУЕНКО |
Выбор читателей