ФОТО: ИТАР-ТАСС |
На днях ситуацию вокруг Химкинского леса обсудили на круглом столе в агентстве РИА "Новости". Активисты, экологи, правозащитники, представители дорожной отрасли России пытались найти ответ на вопрос, есть ли альтернативные решения строительства дороги.
У существующего основного маршрута долгая история. Еще в 1971 г. в генплане Москвы прохождение трассы предусматривалось именно через Химкинский лес. К вопросу вернулись в 1999 г., из девяти возможных вариантов выбрали один, оптимальный, с учетом экономических, технических, экологических и социальных аспектов. В 2005 г. приступили к проработке проекта. В 2008-м был проведен конкурс, в 2009 г. проект был переработан. Благодаря оптимизации уменьшилась площадь вырубки - на сегодняшний день трасса задевает только 95 га Химкинского леса, что составляет меньше сотой доли лесозащитного пояса Москвы. Кроме того, был разработан комплекс природоохранных мероприятий. Из всех рассмотренных вариантов существующий стал самым щадящим и по социальным последствиям - минимальное переселение людей, стройка вдали от действующей перегруженной магистрали М10.
Все это, на первый взгляд, очевидно, однако активисты упорно агитируют за строительство дороги в любом месте, но только не через лес. Доходит до абсурда. Так, звучавшие предложения о строительстве тоннеля или скоростной автомагистрали над существующей железной дорогой нереализуемы ввиду их колоссальной стоимости, технических сложностей и опасности для природы.
"Территория, о которой сегодня ведутся споры, была зарезервирована под строительство автомагистрали еще 40 лет назад, а все это время проводилась проработка вопроса, - отметил исполняющий обязанности генерального директора ФГУ "Дороги России" Андрей Журавлев. - Проект строительства трассы через Химкинский лес был дважды утвержден в генплане Москвы. Даже Бусиновская развязка МКАД была запроектирована с учетом последующих расширений, под создание трассы был оставлен коридор шириной в 100 метров".
Начиная с 2004 г., утвержденный проект прошел уже девять экспертиз. Но противникам выбранного маршрута это совсем не интересно.
"Сладкого варианта строительства дороги, который бы всех устроил, не существует", - считает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, также участник круглого стола.
Евгения Чирикова в РИА "Новостях" заявила, что необходимо развивать существующее Ленинградское шоссе. "Мне все эти три варианта (прокладки новой скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург) не нравятся. Я за вариант использования уже существующих трасс, я за варианты, когда можно использовать что-то уже существующее. Это экономное использование ресурса. Это позволит сохранить лес", - сказала Чирикова во вторник.
Десятью днями ранее активисты говорили, что их устроит вариант прохождения трассы через Молжаниновский район при условии, если он не затронет зеленую зону в микрорайоне Левобережный и проследует в коридоре Октябрьской железной дороги. А год назад звучали утверждения, что путь будет гораздо короче, если прокладывать дорогу в тоннеле или в виде эстакады над Октябрьской железной дорогой.
В отличие от защитников леса, у специалистов есть четкое представление об оптимальном маршруте трассы со всеми необходимыми аналитическими выкладками. Более того, эксперты считают, что любое изменение маршрута трассы приведет к значительному удлинению срока начала строительства - минимум до трех лет, и увеличению всех расходов, что ляжет дополнительной нагрузкой на бюджет. И любой вариант неизбежно скажется на экологической обстановке, отмечают ученые.
"Состояние Химкинского леса уже сегодня нельзя назвать хорошим. На территории массива стоят коттеджи, существует множество несанкционированных свалок. Никто не собирается вырубать весь Химкинский лес, - говорит Андрей Журавлев. - Согласно проекту, вырубка затрагивает незначительную территории леса, взамен ее деревья будут высажены в другом месте".
Проект строительства новой автомобильной дороги, как рассказывают строители, был основательно доработан с учетом экологических требований и предусматривает реализацию целого комплекса мер по устранению и минимизации негативных воздействий, связанных со строительством и эксплуатацией новой трассы. Запланированы высадки зеленых насаждений на площади, сопоставимой с площадью вырубки в Химкинском лесу, сбор талых и ливневых вод, шумозащитные 20-километровые экраны, системы мониторинга воздуха. Все эти мероприятия будут выполняться в строгом соответствии с европейскими стандартами под контролем опытных западных консультантов и экспертов.
Большинство представителей Общественных советов Минтранса и Росавтодора также говорят о необходимости скорейшего продолжения строительства через Химкинский лес.
Однако никакие доводы проектировщиков и архитекторов, готовивших проект несколько десятилетий, не убеждают активистов. Равно как и тот факт, что проект реализуется строго в рамках закона, все проведенные расчеты по проекту отвечают необходимым техническим параметрам и ГОСТам, а на пути предполагаемой дороги нет природоохранных территорий. Эти аргументы не убеждают, как ранее не убедило и решение Верховного суда Российской Федерации.