ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Выделить финансовую помощь убыточному предприятию предложил столичный департамент науки и промышленности. "Завод имеет важное значение для социально-экономического развития города", - цитирует РИА "Новости" источник в городской администрации. Почти 1 млрд руб. из московской казны будет выделен по целевой статье "Другие расходы по реализации государственных функций в национальной экономике". Официально эти средства предоставляются ЗиЛу для возмещения расходов на реализацию мероприятий по реформированию производства.
Впрочем, чиновники уверяют, что деньги даются не просто так. Договор с заводом о правительственном финансировании будет подписан только при условии включения в него ряда обязательств. В частности, ЗиЛ должен будет взять на себя обязательства по стабилизации производственной деятельности и финансового состояния. Кроме того, он должен предоставить определенные обязательства по выходу на рентабельный уровень работы, диверсификацию хозяйственной деятельности и поступательному развитию производства малотоннажных автомобилей.
Брать на себя подобные обязательства московскому автпроизводителю не впервой. Напомним, власти Москвы планировали сделать ЗиЛ безубыточным еще к 2007 г., а уже к 2008 г. добиться рентабельности на уровне 6%. Однако разразившийся кризис внес свои коррективы - финансовое и имущественное положение завода резко ухудшилось. В 2009 г. вместо роста ЗиЛ показал падение производства, выпустив всего 2 тыс. 239 автомобилей – вдвое меньше, чем в 2008 году. При этом, в отличие от нижегородского автогиганта, его столичному собрату не посчастливилось попасть в программу утилизации автомобилей. Поэтому и в нынешнем году, когда АвтоВАЗ, благодаря сданному россиянами автохламу, показал рост производства и даже прибыли, ЗиЛ по-прежнему испытывал серьезные проблемы и продолжал падение. По данным АСМ-Холдинга, в первом квартале 2010 г. он выпустил всего 225 автомобилей (-44%), а во втором полугодии - около 700 автомобилей (-27%).
Не удивительно, что власти Москвы продлили до конца 2012 г. срок вывода АМО "ЗИЛ" на рентабельный уровень работы. При этом столичные суды периодически рассматривают заявления о банкротстве ЗиЛа, поступающие от кредиторов и контрагентов предприятия, не получивших причитающихся им денег. Так что в реальности за красивыми формулировками о реформировании и развитии, скорее всего, скрывается банальное погашение долгов завода средствами из столичного бюджета, полагают аналитики.
Между тем конкуренция на рынке возрастает. Группа ГАЗ, основной российский конкурент ЗиЛа, уронив продажи в 2009 г. по легким коммерческим автомобилям на 53% - до 52 тыс. автомобилей (данные Ассоциации европейского бизнеса), - с начала этого года стала активно их наращивать. Уже в первом квартале текущего года ее продажи составили 10,8 тыс. легких коммерческих автомобилей (+11%), а за январь - август было реализовано 41,26 тыс. автомобилей (+27%). Но даже ГАЗ с трудом противостоит иностранным производителям. А уж перспектив для возрождения ЗиЛа в сложившейся ситуации эксперты практически не видят.
"Перспектива ЗиЛа - постепенно сворачивать производство", - цитирует агентство РБК аналитика "Брокеркредитсервиса" Севастьяна Козицына. Эксперты полагают, что в конечном счете территория завода будет застроена офисами и жилыми домами, а максимум, на что может рассчитывать предприятие, некогда прославившееся своими представительскими лимузинами для первых лиц советского государства, - штучное производство легковых "антикварных" автомобилей.