ФОТО: AP |
Морская блокада Израилем палестинской территории была незаконной, поскольку там разразился гуманитарный кризис, подчеркивается в 56-страничном документе. А при самом штурме "израильские ВМС допустили ряд грубых нарушений международного права, в том числе международного гуманитарного права и прав человека в ходе перехвата флотилии", считают эксперты.
В докладе международной комиссии перечисляются преступления, совершенные во время захвата конвоя и при аресте находившихся на кораблях людей. В частности, Израиль обвиняется в преднамеренном убийстве и пытках, а также нарушении права на жизнь, свободу волеизъявления, и гуманное обращение с задержанными.
МИД Израиля уже выступил с заявлением о том, что у Совета по правам человека ООН, под эгидой которого проводилось расследование, "предвзятый, политизированный и экстремистский подход" к делу. В свою очередь, движение ХАМАС приветствовало доклад экспертов и призвало наказать всех, кто причастен к инциденту с "флотилией".
Напомним, военная операция против "флотилии свободы" , которая в обход блокады должна была доставить в Сектор Газа гуманитарный груз, была проведена израильскими морскими коммандос утром 31 мая. Поскольку сопротивления со стороны экипажа и пассажиров не ожидалось, высадившиеся на один из кораблей военнослужащие были вооружены только пейнтбольными маркерами и пистолетами.
Прогноз не оправдался - собравшиеся на верхней палубе пассажиры оказали израильтянам ожесточенное сопротивление, ранив семерых спецназовцев. И те были вынуждены применить огнестрельное оружие. В результате погибли девять человек, десятки были ранены. Поскольку все они были турецкими гражданами, произошедшее серьезно осложнило и без того непростые отношения между Турцией и Израилем.
Позднее официальный Иерусалим все же признал свои ошибки во время штурма. Внутреннее армейское расследование показало, что операция была плохо спланирована. В результате при захвате судов не удалось избежать жертв. При этом Израиль продолжает настаивать на сохранении введенной им блокады Газы. Еврейское государство согласилось только на небольшие послабления, и то под давлением международного сообщества.