Белоруссия выпадет в осадок

Читать в полной версии →
Очевидно, что после всего сказанного российской и белорусской сторонами ни дешевых энергоносителей, ни интеграционных успехов в двусторонних отношениях больше не будет


ФОТО: ИТАР-ТАСС



По мере того, как нагнетаются страсти в высоких политических отношениях России и Белоруссии, все более шатким становится положение Таможенного союза. Из трех возможных вариантов исхода президентских выборов в Белоруссии два неизбежно приведут к ее выпадению из постсоветской реинтеграции. Они же, скорее всего, приведут к краху и белорусскую экономику.

А варианты следующие. Первый и наиболее вероятный: победа Александра Лукашенко и ее вынужденное признание Россией. Очевидно, что после всего сказанного с обеих сторон ни дешевых энергоносителей, ни интеграционных успехов в двусторонних отношениях больше не будет. Таким образом, часть уже сформировавшейся единой таможенной территории и важный элемент экономического комплекса ЕврАзЭС выбывает из игры. Белоруссия окончательно переключается на венесуэльскую нефть и сжиженный газ, сворачивая свою нефтепереработку, которая станет при таких раскладах невыгодной. А Россия переориентируется на другие маршруты транзита энергоносителей в Европу и, возможно даже, выводит из Белоруссии свои военные объекты.

Вариант второй: победа Лукашенко и ее непризнание Россией. Он тоже не сулит ничего хорошего. Как сообщает ИА REGNUM, неделю назад Лукашенко заявил, что в случае непризнания российским руководством его победы на президентских выборах Белоруссия прекратит свое участие во всех основных интеграционных структурах постсоветского пространства: Союзном государстве, СНГ, ОДКБ, Таможенном союзе и пр. Возможно, именно этот вариант более всего по душе Александру Григорьевичу, который уже наметил новые геополитические ориентиры.

Наконец, третий вариант – наиболее благоприятный, но и наименее вероятный – победа в Белоруссии другого кандидата. Только в этом случае можно ожидать сохранения Таможенного союза в полном составе, его постепенной трансформации в Единое экономическое пространство и даже продолжения энергетических дотаций России белорусскому "экономическому чуду". Но реальных конкурентов в борьбе за власть у Лукашенко нет; а теперь, к тому же, он может рассчитывать на определенную лояльность и поддержку со стороны Европы и США, поскольку в его отношениях с Россией мосты сожжены.

Итак, Таможенный союз в нынешнем составе сохранить, скорее всего, не удастся. В нем останутся лишь два участника – Россия и Казахстан. Собственно, такая ситуация уже складывалась однажды – в конце июня, как раз накануне вступления в силу единого Таможенного кодекса, когда Белоруссия притормозила процесс своего присоединения. Это Москву и Астану не испугало: они быстренько "попилили" белорусскую долю в таможенных поступлениях и заявили о запуске ТС в двустороннем формате. Сейчас ситуация несколько более сложная, поскольку единое таможенное пространство уже создано, и Белоруссию придется "вырезать" из него. Но и это вполне осуществимо. А в чем-то такой поворот событий даже на руку России и Казахстану: у них появляется реальная возможность синхронно вступить в ВТО. После чего они окажутся по одну сторону баррикад с Украиной, Киргизией и Арменией, которые в таком случае смогут со временем без угрызений совести пополнить поредевшие ряды Таможенного союза. Одним словом, мы без Белоруссии не пропадем.

А вот про нее то же самое сказать трудно. Относительное экономическое процветание увядает буквально на глазах. Белоруссия уже потеряла доходы от переработки нерыночно дешевой российской нефти и теперь теряет преимущества транзитной страны. Импорт нефти из России упал на 50%, и тут же на 40% сократился экспорт бензина и других нефтепродуктов в ЕС. Отрицательное сальдо во внешней торговле энергоносителями достигло $2 миллиардов. Более того, в текущем году впервые за последние пять лет Белоруссия сводит с отрицательным сальдо баланс всей торговли со странами дальнего зарубежья. По данным Национального статистического комитета, в январе-августе 2010 г. Белоруссия экспортировала в страны вне СНГ товаров на сумму $7,2 млрд, а импортировала на $8,1 миллиарда.

Прекращение субсидирования республики российской нефтью сразу выявило истинную рыночную цену белорусских экономических успехов: 15% предприятий в стране вдруг оказались убыточными, причем хуже всего дела идут у предприятий машиностроения, металлообработки и электроэнергетики. Безудержно растут цены: с начала года картофель подорожал на 35%, сахар – на 30%, топливо – в среднем на 22%, пассажирские перевозки – на 15%. Лукашенко клянется, что не допустит девальвации, но при таких темпах роста цен она фактически уже происходит. Вот только адекватный рост зарплат сейчас абсолютно невозможен.

Трудно сказать, насколько прочной в таких условиях будет власть Лукашенко, на которого перевели все стрелки за испорченные отношения с Москвой и накрывшееся процветание. Минску вряд ли удастся скоро примкнуть к "польско-прибалтийскому" лагерю новобранцев Евросоюза. Хотя не исключено, что Евросоюз ухватится за Батьку, закрыв глаза на его прошлые прегрешения перед демократией. Ведь он теперь стал "антироссийским лидером" наподобие Ющенко. Поэтому может даже так случиться, что Брюссель пригреет Белоруссию – причем не только обещаниями создать с ней зону свободной торговли, но и кредитами, а также техническим содействием в снабжении энергоресурсами. Не исключено, что Минск начнет развивать интеграционные отношения с ЕС и обгонит на этом пути притормозившую Украину...

Остается только сожалеть, что Россия, Белоруссия и Украина никак не могут начать двигаться в одном геополитическом направлении. Кто-то один всегда выпадает из реинтеграции.

Андрей МИЛОВЗОРОВ |
Выбор читателей