Медведев играет по чужому сценарию

Читать в полной версии →
Отставка Лужкова запустила не только процесс торга вокруг кресла мэра, но и кастинг на посты, освобождаемые кандидатами. При этом бросаются в глаза странности, связанные с формированием списка претендентов и передачи его президенту


Иллюстрация: joyargentopaintingaday.blogspot.com



В минувшую субботу "Единая Россия" предложила Дмитрию Медведеву список из четырех кандидатов на пост мэра Москвы: это вице-премьер правительства РФ Сергей Собянин, министр транспорта Игорь Левитин, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев и и.о. вице-мэра столицы Людмила Швецова. По слухам, президент еще до отставки Лужкова остановился на фигуре Собянина; по другим сведениям, Собянина продвигает Путин, и его назначение будет означать, что президент проигрывает премьеру не только Москву, но и право вернуться в Кремль по итогам выборов 2012 года. Иные идут еще дальше, указывая на то, что все кандидаты являются "людьми премьера", который фактически загнал президента в угол.

Альтернативные оценки сводятся к тому, что ничего еще не решено, и торг вокруг московского наследства – в первую очередь, это касается строительного комплекса – продолжается. В этом раскладе существенную роль играет Владимир Ресин, временно исполняющий обязанности мэра. По некоторым прогнозам, именно он останется "на хозяйстве" либо в ранге хозяйственника-премьера при политике-мэре, либо в роли вице-мэра.

Отставка Лужкова запустила не только процесс торга вокруг кресла мэра, но и кастинг на посты, освобождаемые кандидатами. Самой серьезной по последствиям может оказаться борьба за пост главы аппарата правительства. Упорные слухи о том, что Медведев выберет именно Собянина, косвенно свидетельствуют, что уже существуют планы относительно того, кто будет назначен на его место. Учитывая, что до думских выборов остался год, было бы естественно вернуть на место главы аппарата правительства Сергея Нарышкина, а главой администрации президента назначить человека, способного более эффективно продвигать интересы Дмитрия Медведева. Однако в правительстве хватает людей с амбициями, и потому уход Собянина открывает простор для разнообразных вариантов. Аналогичные, но мене болезненные для федеральной власти проблемы возникают при назначении мэром Москвы и любого другого кандидата, за исключением, разве что, Швецовой.

При этом понятно, что включать в список кандидатов людей ранга Собянина, не имея в виду его назначение, было бы недальновидным. Тем более, считается, что фигура вице-премьера устроит обоих участников тандема. Именно эти соображения стоят за прогнозами экспертов, полагающих, что мэром станет именно вице-премьер правительства. Что касается Левитина, наивно было бы ждать, что он наведет порядок на московских дорогах, – просто потому, что сегодня в безобразном состоянии пребывают дороги всей страны, а Левитин, как известно, является министром транспорта. Возвращение в столицу Шанцева наверняка реанимирует старые конфликты с московским чиновничеством, а населением будет воспринято как возвращение "человека Лужкова". Швецова, конечно, занималась социальными проблемами, но вряд ли потянет руководство всем московским хозяйством.

Вообще, нужно отметить странности, связанные с формированием списка претендентов на пост мэра и его передачи президенту. Согласно уже не раз опробованной процедуре, партия готовит список претендентов, президент выбирает из списка кого-то одного, а региональный парламент должен утвердить или отвергнуть эту кандидатуру. Таким образом, назначение мэра Москвы является зоной ответственности "Единой России", президента и Мосгордумы. Понятно, что на каждом этапе проводятся переговоры и согласования. Однако непонятно, почему на этот раз столь демонстративно подчеркивалась недееспособность "Единой России".

Первоначально вопрос о кандидатуре будущего мэра обсуждался при участии не только лидера партии Путина, председателя ее Высшего совета Грызлова, секретаря президиума Володина, первого вице-спикера Госдумы Морозова и руководителя ЦИК Воробьева, но и замглавы администрации президента Суркова и вице-премьера Собянина. Затем прошло еще несколько закрытых встреч. Тем временем СМИ фантазировали на тему списка имен, уверяя публику, что мэра "выберет Путин". Затем, в середине прошлой недели, прошла информация, что премьер "велел сократить список".

С одной стороны, такие комментарии вполне адекватно отражали ход законной процедуры: лидер правящей партии имеет полное право руководить формированием списка. С другой, подчеркивание особой роли Путина слишком хорошо вписывалось в разговоры о непрочности тандема. Одновременно публике внушали, что от Медведева ничего не зависит и список будет состоять из "людей Путина". Но в минувшую субботу выяснилось, что "Единая Россия" так и не смогла сократить список, и члены Генсовета отправились к Медведеву, чтобы он лично выбрал достойных кандидатов. Об этом сообщили секретарь президиума Генсовета ЕР Вячеслав Володин и пресс-секретарь президента Наталья Тимакова.

Федеральные телеканалы особо подчеркивали, что "Медведев подкорректировал список" и еще накануне встретился с внесенными в него политиками. Очевидные нарушения процедуры выдвижения кандидатов объяснили важностью принимаемого решения, но выглядела эта история как демонстративная попытка показать всем, кто является главным. В этом смысле репортажи о проведении Генсовета "Единой России" в резиденции президента напоминали телесюжеты 1997 г. о здоровье Ельцина, который, кстати говоря, тоже жил в Горках-9. Тогда считалось, что всем рулит глава президентской администрации Анатолий Чубайс, а вот кто взял на себя роль режиссера сегодня, пока непонятно. Впрочем, между Чубайсом и этими людьми есть существенная разница: первый защищал власть больного Ельцина, под прикрытием которого он фактически руководил страной, тогда как последние ни за что не отвечают и подставляют вполне дееспособного Медведева.

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей