ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Вопрос о повышении пенсионной планки обсуждается уже не первый год. Единодушия во властных кругах пока нет. В конце августа премьер-министр РФ Владимир Путин заявил, что правительство пока даже не собирается ставить этот вопрос. Впрочем, странно было бы ожидать от него других заявлений в преддверии президентских выборов 2012 г., главной интригой которых остается вопрос о том, будет ли премьер баллотироваться на свой прежний пост.
Против повышения пенсионного возраста выступают многие политики. Так, по мнению бывшего министра труда и социального развития, депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, для увеличения пенсионного возраста в России нет ни экономических, ни социальных оснований. Другой экс-министр труда и социального развития, сенатор Александр Починок, уверен, что увеличение пенсионного возраста не приведет к сбалансированности пенсионной системы, которая нуждается в более глубоком реформировании.
Основным аргументом противников подобного шага является тот факт, что так называемый возраст дожития в России и без того катастрофически мал. В 2009 г. средняя продолжительность жизни в стране составила около 66 лет: у мужчин – 59,2 года, у женщин – чуть более 73 лет. Так что уже сейчас многие не дотягивают до пенсионного возраста. Для сравнения: во Франции, жители которой вот уже несколько недель активно протестуют против повышения пенсионного возраста на два года (минимального – до 62 лет, полного – до 67 лет), средняя продолжительность жизни – более 79 лет; в США данный показатель в 2009 г. составил 78 лет, при этом на пенсию представителей обоих полов выходят в 65 лет.
Однако участившиеся в последнее время разговоры о возрастных пенсионных реформах свидетельствуют о том, что России все-таки вряд ли удастся остаться в стороне от мирового тренда оптимизации госрасходов за счет урезания социальных статей бюджета. Тем более что россияне, в отличие от французов, не очень-то стремятся выйти на пенсию и не слишком рассчитывают на государство. Как показал опрос, обнародованный неделю назад ВЦИОМ, большинство из них (77%) сомневаются в том, что размер будущей пенсии будет достаточным для нормальной жизни. Две трети респондентов (66%) полагают, что копить средства на старость надо собственными силами, и начинать еще до достижения предпенсионного возраста (то есть до 45 лет). И лишь 14% считают, что заботиться о пенсионном будущем следует не ранее 45 или даже 55 лет.
Наибольший скепсис в отношении своей будущей пенсии испытывают 25 – 34-летние и 35 – 59-летние россияне (80% – 82%), а также специалисты с высшим образованием, работающие вне производственной сферы (86%). И не напрасно. По данным опроса, выход на пенсию для россиян, скорее, тяжелый период жизни (64%), чем счастливое время (27%). О том, что с прекращением трудовой деятельности жизнь человека меняется к худшему, свидетельствуют пожилые респонденты (67%) и сами пенсионеры (69%), а также военнослужащие (76%), предприниматели (79%), работники без высшего образования (69%) и малообеспеченные респонденты (72%). Не страшит пенсия, главным образом, госслужащих (34%), специалистов с высшим образованием (36%), обеспеченных респондентов (34%).
Однако даже при таком раскладе повышение пенсионного возраста вызовет ощутимое недовольство населения. Ведь даже не рассчитывая жить на одну лишь пенсию, многие рассматривают ее как источник пусть небольшого, но стабильного дохода.