ФОТО: ИТАР-ТАСС |
Соответственно, снизилось количество тех, кто свое нынешнее положение оценивает как хорошее (с 7% до 6%) или среднее (с 62% до 58%), и возросло число граждан, оценивающих свой уровень жизни как очень невысокий (с 30% до 32%). В будущее они смотрят без иллюзий: 18% ожидают, что в течение ближайшего года их положение ухудшится (месяцем ранее пессимистов насчитывалось 15%).
Тревожные тенденции в социальном самочувствии населения отмечает и ВЦИОМ. В частности, по данным центра, в октябре по сравнению с сентябрем меньше стало тех, кто оценивает свою жизненную ситуацию как нормальную (с 59% до 56%) и больше – тех, кто дает негативные оценки (с 18% до 21%).
Положение усугубляется тем, что подавляющее большинство населения (75%) не имеет никаких сбережений. Заначкой на черный день сегодня располагают только 20% жителей страны; год назад их было на 10% больше. При этом 52% респондентов и не надеются, что у них появится возможность начать откладывать деньги хотя бы в следующем году. Это не удивительно – значительная часть граждан с трудом дотягивает от зарплаты до зарплаты, которая почти целиком уходит на пропитание и оплату коммунальных услуг. Откладывать просто нечего. Хорошо еще, если из семейного бюджета удается выкроить достаточно средств на покупку одежды и минимального набора необходимой бытовой техники. Где уж тут мечтать о накоплениях.
По данным социологов, в сентябре свыше половины российских граждан получили менее 10 тыс. рублей, из них 14% – менее 5 тысяч. А по официальным сведениям Росстата, по состоянию на 2009 г. около 13% жителей РФ проживали за чертой бедности. Причем, вряд ли эти расчеты совпадают с международной методикой, согласно которой живущими за чертой бедности признаются те, у кого более 30% дохода уходит на еду, – в России среднестатистический гражданин тратит на продукты питания не менее половины своих заработков.
И не стоит все валить на кризис. Он просто усугубил ситуацию, сложившуюся задолго до нынешних экономических потрясений: чудовищное расслоение населения, начавшееся с момента перестройки и продолжавшееся все последующие годы. Если посмотреть динамику сбережений за все годы проведения исследований, окажется, что с 1997 г. положение практически не изменилось: тогда накопления отсутствовали у 73% россиян, и все "тучные" годы примерно на таком уровне данный показатель и держался. То есть, богатые богатели, а бедные получали регулярную индексацию пенсий и зарплат, позволяющую хоть немного догнать инфляцию, но не более того.
Незначительные статистические колебания в последние два года, судя по всему, обеспечил пресловутый средний класс, немногочисленный и тоже весьма неоднородный по своему благосостоянию. Именно эта социальная группа оказалась наиболее чувствительна к последнему кризису. Именно ее, в первую очередь, затронули массовые увольнения и трудности с выплатой дорогостоящих кредитов, вроде ипотеки. Так что пока одни были вынуждены тратить сделанные ранее сбережения, другие откладывали серьезные покупки до лучших времен, предпочитая сохранить средства. Доля "бережливых" неуклонно росла с января по сентябрь 2009 г., т.е. в самую острую фазу кризиса, а затем пошла на снижение. Экономические условия стабилизировались, люди расслабились и снова стали тратить деньги.