Москва несет потери от "перезагрузки"

Читать в полной версии →
Пока "перезагрузка" не принесла России никаких дивидендов. Только обещания: не размещать ПРО, ратифицировать договор по СНВ, инвестировать в модернизацию. Зато растет список уступок и потерь


ФОТО: AP



Поражение демократов на прошедших на прошлой неделе в США промежуточных выборах не стало сенсацией: партия, выдвинувшая действующего президента, как правило, теряет позиции в Конгрессе. По итогам выборов демократы потеряли 60 мест и вместе с ними большинство в Конгрессе, голосующем по вопросам внутренней политики, а в Сенате хотя и сохранили большинство, но чисто символическое, недостаточное для принятия важных внешнеполитических решений. Демократам придется искать возможности договариваться с республиканцами, и в их политике еще большее место займут кулуарные переговоры.

Все это было вполне предсказуемо, и Демократическая партия начала готовится к такому повороту событий заранее. За месяц до выборов была проведена серия кадровых ротаций, в результате которой на важных позициях оказались политики, имеющих опыт работы с республиканцами. Руководителем аппарата президента стал Питер Рауз, в свое время возглавлявший аппарат Обамы в Сенате. Новым советником президента по национальной безопасности вместо строптивого генерала Джеймса Джонса стал его первый заместитель Томас Донилон. Среди других назначений стоит отметить смену спецпредставителя президента по вопросам отношений с Сенатом. Эти кажущиеся на первый взгляд чисто техническими решения нацелены на изменение стилистики работы с республиканским большинством в Конгрессе и их блокирующим меньшинством в Сенате.

Центром власти по-прежнему остается президент, но новая ситуация потребует от него серьезных компромиссов, в первую очередь, по вопросам внутренней и бюджетной политики. Не исключено, что корректировке подвергнется и внешняя политика. Рассуждения о том, что демократическое большинство в Сенате позволит сохранить внешнеполитическую линию Обамы, выглядят неубедительно, потому что для одобрения таких внешнеполитических документов, как договор по СНВ, нужно как минимум 67 голосов, а в Сенате осталось только 53 демократа. Не стоит сбрасывать со счетов и влияние Конгресса, который тоже принимает активное участие в формировании и продвижении внешнеполитических решений.

Получившие большинство в Конгрессе республиканцы рвутся в бой. Глава комитета по вооружениям Говард Маккеон ведет кампанию против намеченного на лето 2001 г. вывода американских войск из Афганистана. По его словам, у военных "должно быть столько времени, сколько потребуется для достижения победы в Афганистане", а вывод войск выгоден талибам* и террористам из "Аль-Каэды". Новый председатель комитета по международным делам Илеана Рос-Лехтинен дала понять, что будет давить на администрацию, добиваясь более жестких санкций в отношении Ирана, и уже устроила скандал по поводу готовящейся продажи оружия Саудовской Аравии. По словам Рос-Лехтинен, "подобные сделки противоречат интересам безопасности США и их союзников". Цена вопроса – $60 млрд, т.е. это очень выгодный контракт, и администрация Обамы считает его жизненно важным, но демократам будет непросто отбить атаки израильского лобби, пользующегося поддержкой республиканского большинства в Конгрессе.

Кроме того, Рос-Лехтинен собирается "как следует изучить российско-американское соглашение по СНВ". В Москве, всерьез обеспокоенной в связи с задержкой ратификации документа, сложившуюся ситуацию комментируют крайне неоднозначно. Оптимисты уверены, что договор будет одобрен либо старым, либо новым составом Сената, потому что "республиканцы тоже понимают, что он выгоден не только России, но и США". Пессимисты твердят, что Вашингтон "в очередной раз кинет" Москву, которая под "перезагрузку" уже отказалась от поставок комплексов С-300 Ирану, проголосовала за санкции против Тегерана, закупила американскую курятину и заключила договор о поставке американских "Боингов". Скорее всего, реальное положение дел далеко о этих крайностей. Оно, как это часто бывает в подобных случаях, завязано на сложную систему компромиссов по смежным вопросам. Тем не менее, напряжение возникло, и это уже бросается в глаза.

Не следующий день после выборов в США комитет по международным делам Госдумы отозвал свою рекомендацию ратифицировать договор по СНВ – чтобы "еще раз изучить" этот документ. Комментируя этот шаг, глава комитета Константин Косачев заявил, что победа республиканцев ставит под сомнение возможность ратификации договора по СНВ в Сенате США, и если это не будет сделано в ближайшие пару недель сенаторами прежнего созыва, шансы на ратификацию станут минимальными. Очевидно, что отзыв рекомендации и заявление Косачева следует рассматривать как попытку Москвы подтолкнуть Обаму к более решительным действиям. Потому что с момента подписания договора главами двух стран прошло семь месяцев, и России уже не так важно, почему именно медлит Обама – из-за отсутствия уверенности в успехе, или речь идет о принуждении Москвы к каким-то еще уступкам.

В этом контексте становится понятно, почему Косачев говорит о ратификации договора именно в течение "пары недель", хотя старый состав Сената продолжит работу до конца этого года. Через две недели Дмитрий Медведев поедет в Лиссабон на саммит НАТО, где, как ожидается, будут достигнуты договоренности об участии России в совместной ПРО. В качестве ответного шага от нее требуют более серьезного сотрудничества в Афганистане, и российская сторона уже сделала определенные шаги в этом направлении.

Москва на ходу меняет свою политику, и это дает ей право требовать встречных шагов. Тем более что пока "перезагрузка" не принесла России никаких дивидендов. Только обещания: не размещать ПРО, ратифицировать договор по СНВ, инвестировать в модернизацию. Зато растет список уступок и потерь. Вместо поддержки своих производителей Москва открыла внутренний рынок для американской продукции. Вместо нормального сотрудничества в Прикаспийском регионе – получила политический и финансовый ущерб от срыва контракта по поставке комплексов С-300 Ирану. Теперь Израиль при поддержке США требует отказаться от поставок Сирии российских противокорабельных ракет П-800 "Яхонт". А начинающийся скандал вокруг американского оружейного контракта с Саудовской Аравией свидетельствует о том, что Россию целенаправленно выдавливают с ближневосточного рынка вооружений.

Не исключено, что Обама честен в своих намерениях, что он действительно хочет изменить мировую политику и наладить партнерские отношения с Москвой. Но его партия проиграла выборы, и в будущем он будет вынужден учитывать позицию республиканцев. Под их давлением позиция Белого дома в той или иной степени начнет смещаться вправо. Обаме придется осваивать более жесткий стиль, в том числе и в общении с Москвой. Рано или поздно это приведет к концу "перезагрузки", и России придется в одиночку расхлебывать ее результаты.

Вряд ли этого не понимают в Кремле. Поэтому естественно предположить, что моментом истины может стать встреча в Лиссабоне. Если этому времени не будет решен вопрос с ратификацией договора по СНВ и не будет ясности относительно совместной ПРО, Медведеву, который уже стал заложником "перезагрузки", придется принимать какое-то решение.

* Организация запрещена на территории РФ

Наталья СЕРОВА |
Выбор читателей